«Фотография — это всего лишь другой способ смотреть на мир»

Автор: Evgeniya. Отправленный Редкие люди

Источник: пресс-служба Центра фотографии имени Братьев Люмьер

Культовый фотограф, снимавший Клаудию Шиффер, Фрэнка Синатру и других знаменитостей, рассказывает о профессии,о  своем подходе к фотографии, отказу от фотошопа, райских пейзажах и тяжелых юношеских воспоминаниях.

О фотографии как искусстве и профессии фотографа
 
IE Жан, мой первый вопрос будет довольно банальным: почему фотография считается искусством? Зачем мне идти на выставку, если сейчас фотоработы можно посмотреть их с экрана компьютера, при желании увеличив любую область, рассмотрев каждую деталь? 
 
ЖЛ Вы знаете, еще 30 лет назад фотографию не считали искусством. К счастью, сейчас фотография постепенно объектом искусств признается, но еще совсем недавно это было не вполне так. Настоящим искусством считали живопись. И я очень счастлив, что такие галереи, как галерея братьев Люмьер, проводит выставки фотографий, тем самым признавая ее искусством.
 
IE У вас есть высшее художественное образование. Как вы считаете, может ли профессиональный фотограф быть самоучкой? Или крепкое образование необходимо?
 
ЖЛ Нет, я думаю, что любой может стать профессиональным фотографом. Сейчас можно быть художником, используя всего лишь телефон. Его вполне достаточно, чтобы выразить идею: выбрать ракурс, выстроить композицию. Раньше нужно было приложить чуть больше усилий, чтобы сделать фотографию. А сейчас, если у вас есть какая-то идея, вы можете реализовать ее как профессиональной камерой, так и смартфоном. Я думаю, что это потрясающе, потому что теперь любой человек, к которому пришла идея, может легко ее выразить.
 Источник: пресс-служба Центра фотографии имени Братьев Люмьер
 
Об Instagram и побеге от реальности
 
IE Сейчас Инстаграм – одна из самых популярных социальных сетей в мире. Подобная популярность, доступность и распространенность не убивает жанр фотографии как искусства?
 
ЖЛ Нет, я не думаю, что это вредит. Наоборот, это помогает фотографии, способствует ее популярности. Друг моего друга помог мне завести инстаграм-аккаунт и периодически выкладывает туда какие-то мои работы. Мы стараемся не выкладывать слишком много, чтобы их не было чересчур. Иногда бывает, что люди не знают меры. Но это очень здорово, что популярен инстаграм, и любой человек может, например, увидеть мои работы. Лично я был счастлив, когда открыл для себя нескольких замечательных фотографов и художников, именно благодаря инстаграму.
 
IE Нет ли в таком повальном увлечении инстаграмом скрытого эскапизма, когда мы начинаем смотреть на мир через фильтры, видеть только красивое, мыслить этими красивыми образами, не замечая недостаток?
 
ЖЛ Понимаете, фотография — это всего лишь другой способ смотреть на мир, и, к счастью, у нас есть такая возможность. Вы всегда можете сказать, что это хорошо или что это плохо. Мне лично нравится, что у меня есть такая возможность. Мне кажется, что мы должны ею пользоваться. Иногда бывает, что люди слишком много времени проводят в гаджетах. Мои дети себя так ведут — постоянно смотрят в телефон, но лично мне удается совмещать. Я не так активно пользуюсь инстаграмом.
 Источник: пресс-служба Центра фотографии имени Братьев Люмьер
 
О рае мечтаний и аде войны
 
IE Я посмотрел экспозицию, которую представили здесь, в галерее братьев Люмьер, и первый вопрос, который у меня возник: что делает ваши фотографии такими живыми? Композиция? Сюжет? Чувство юмора? Внутренняя страсть?
 
ЖЛ Вы знаете, дело в том, что когда я был молод, когда мне было 3 года, вторая мировая война дошла до Франции. После войны все стало намного лучше, но мое поколение застало еще одну войну – в Алжире, в 50-х и 60-х годах. И нас всех призвали на эту войну, на 2-3 года. Так получилось, что никто особенно и не хотел идти на войну. Мне пришлось пробыть на ней 3 года, когда мне было 22. Там было тяжело. Мне посчастливилось вернуться живым, но многие, кто служил со мной, так и не вернулись. Я был счастлив вернуться домой, и тогда решил, что хочу показать людям, что человеческая природа – это красиво, и что мы, люди, любим мечтать. И на моих фотографиях, я прощу прощения, что объясняю это, я хочу показать, что небо – голубое, а жизнь… Иногда, если у вас какая-то проблема, то вам стоит подождать и завтра погода наладится. Своими фотографиями я хочу показать, что жить на Земле – это радость. Конечно, это жизнь, и бывает так, что у вас есть отличная работа, вы влюблены и счастливы, но потом, вдруг, с кем-то из ваших близких происходит неприятная ситуация, или вы теряете работу, или вам не заплатили, или нужно платить налоги, и вы несчастны. Но потом, волной жизнь снова выносит вас наверх. И своими работами я хочу дать людям возможность почувствовать себя счастливыми, почувствовать себя на этой волне. Лично я, даже когда несчастлив, все равно стараюсь выглядеть так, как будто все в порядке
 
IE Можно ли сказать, что Жан-Даниэль Лорье — это воин райской красоты, который борется c мировой депрессией?
 
ЖЛ Да, конечно, пожалуй, я именно такой.
 
IE В большинстве ваших работ лазурные пейзажи. Вы провели детство в Провансе, в том же месте, где долго работал Пикассо. Может быть за райскими образами стоят еще и детские воспоминания?
 
ЖЛ Понимаете, я родился в Париже. Когда мы живем в городе, неважно Париж, Москва или Нью-Йорк, мы взаимодействуем с жизнью. А жизнь может быть очень тяжелой, иногда ты должен сражаться. Поэтому, когда ты на пляже, у моря, то кажется, что никаких проблем не существует. Выглядит так, как будто все в порядке. Я знаю, что проблемы существуют, но на пляже кажется, что это по-другому. Поэтому это не детские воспоминания, это поиск счастья.
 

Источник: пресс-служба Центра фотографии имени Братьев Люмьер
 
О технологии, отказе от фотошопа и постобработки
 
IE Насколько я могу судить, в ваших работах не используется никакая дополнительная обработка…
 
ЖЛ Да, не используется.
 
IE Как вы снимаете: по-прежнему на пленку или уже на цифру? При вас произошла эта революция. И как вы относитесь к фотографам, которые дорисовывают реальность, как, например, фотограф Эрик Юханссон?
 
ЖЛ Мои самые первые работу сделаны, конечно же, на пленку. И я никогда их не ретушировал, если только не надо было поправить какую-то техническую ошибку. Сейчас все совсем по-другому. Работа фотографа предполагает совсем другой подход к творчеству. И это чудесно, что в творчестве появились огромные возможности для ретуширования и обработки. Многие фэшн-фотографы это используют, Например есть фотография девушки, сидящей на кровати, а потом при ретушировании фотограф может окружить ее морем, в комнате появятся птицы и так далее. Это красиво, мне нравится, что появился совершенно иной способ в фотографии. Но я предпочитаю сохранять свой стиль, потому что, понимаете, если я слишком сильно буду этим пользоваться, то это уже буду не я, не мой стиль. Я восхищаюсь новыми работами, но продолжаю сохранять себя.
 
IE Но вы начали использовать цифровую камеру?
 
ЖЛ Иногда да. Это зависит от того, какой результат я хочу получить. Один из моих сыновей — тоже фотограф, ему 35 лет, и он использует пленку. Качество фотографий не уступает цифре. Но даже используя цифровую камеру, я при это просто делаю фотографии, а вносить какие-то изменения, после того как кадр сделан – это совсем другой подход. Сейчас, когда я работаю с цифровой камерой, бывает, что кадр получается не совсем удачным. Но заказчики из журналов говорят: «Не переживайте, это неважно, здесь можно доработать». Это другой способ. 
 
Источник: пресс-служба Центра фотографии имени Братьев Люмьер
 
О работе в рекламе
 
IE Жан, почему такой большой фотохудожник, с таких хорошим образованием, вдруг начал работать в рекламе? Это из-за того, что аудитория больше? Или больше гонорары? Или просто Вам это было интересно?
 
ЖЛ Потому что работать с рекламой очень интересно. Тебе нужно показать не только человека, но и какую-то одежду, купальники или украшения. Практически все фотографии, которые делал, были для журналов или для рекламы. Вы, наверняка, видели большие шляпы для Dior. Вдобавок, в рекламе задействованы большие деньги, поэтому там можно найти красивых моделей, красивые локации для съемки. Бренды напрямую заинтересованы в том, чтобы фотография производила сильное впечатление. Бывает, что у них есть идея, какими они видят свою одежду или украшения. Они нанимают моделей, платят за поездки. Искусство – это хорошо, но, если у тебя есть деньги, ты можешь реализовать практически все. Деньги помогают делать фотографии еще лучше: ты можешь перекрасить стену, можешь многое поменять. Когда я делал фотографии для одной известной марки сигарет в Лос-Анджелесе, мне не понравился цвет стены. Мы перекрасили ее. Потом я сказал, что хотел бы поставить пальмы на заднем фоне. У них на пляже не было пальм, но всего один звонок – и пальмы принесли и поставили только для того, чтобы сделать фото. Сейчас это очень легко – просто добавляешь пальмы при пост-обработке, и это стоит копейки, а раньше приходилось платить тысячи, чтобы достать пальмы.
Источник: пресс-служба Центра фотографии имени Братьев Люмьер
 
О запретах и законодательных ограничениях
 
IE По поводу сигарет... Сейчас во многих странах действует запрет на изображение сигарет. В России, например, в медиа нельзя использовать кадры, на которых люди курят. При этом с сигаретами связана определенная эстетика: тонкие пальцы, длинные мундштуки. На ваш взгляд, эти ограничения…
 
ЖЛ Помогают бросить курить?
 
IE Нет, мешают ли ограничения создавать образы?
 
ЖЛ Да, я понимаю. У меня однажды была съемка для каких-то известных сигарет. Мы снимали рекламный ролик и делали фотографии для этих сигарет. Сам я не курю, но мой отец, француз, основал в Марокко табачную плантацию, чтобы продавать табак в Америку. И когда мне было 15, он принес мне 10 или 15 разных сортов сигарет, и уговаривал попробовать. Тогда еще люди не знали, что сигареты приводят к раку, мой отец курил 2 пачки в день. Я попробовал разные, но это была жуткая гадость. Так вот, когда я был в Америке, президент крупной табачной компании спросил меня, хочу ли я сделать для них фотографии. У него была идея сфотографировать людей, которые скачут на лошадях. А я очень боюсь лошадей, поэтому отказался их снимать. Тогда он спросил, какой я вижу эту рекламу. В итоге, мы поехали большой командой, человек 15 только моделей, на Мальдивы. Арендовали там вертолет. Много снимали, потратили кучу денег. Я хотел сделать такую фотографию, чтобы бунгало было на переднем плане, а на заднем был пляж. И оказалось, что все бунгало заняты туристами и мы не можем сделать такой кадр. Тогда я позвонил в Вашингтон, рассказал им о проблеме, сказал, что буду не доволен результатом, если не получится сделать кадр с бунгало. Прилетел в Вашингтон, встретился с президентом компании, который общался со мной, как с куском дерьма. Когда я вышел из его кабинета, секретарь ответила мне «Мистер Лорье, не беспокойтесь, мы купили остров и на этом острове ваше бунгало находится как раз перед пляжем». Сейчас в это невозможно поверить! У них тогда были какие-то невероятные деньги. Мне нужно проверить, но, кажется, до сих пор один из островов на Мальдивах называется, как та марка сигарет. Тот президент вспоминал меня как «фотографа, который был недоволен островом». Но это было другое время.
Источник: пресс-служба Центра фотографии имени Братьев Люмьер
 
О работе со знаменитостями
 
IE Вы фотографировали многих знаменитостей, с кем трудней всего было работать?
 
ЖЛ С каждой следующей. Работать с Фрэнком Синатрой было удивительно, у меня есть долгая и смешная история, связанная с ним, но, к сожалению, я не могу ее рассказать под запись. Но для моего поколения работать с таким артистом, как Синатра, который был и остается очень знаменитым, было и счастьем и сложностью.
 
IE Когда работаешь со знаменитостями, важно, чтобы на фотографиях они сами себе нравились? Или важно только художественное видение фотографа?
 
ЖЛ Они всегда главные. Когда мы работаем, и у них, и у меня есть идеи о том, как сделать снимок, мы работаем коллективно. Но, конечно, всегда важно, чтобы снимок понравился тому, для кого ты его делаешь. Потому что, если им не понравится… Я думаю, что мы можем существовать вместе только тогда, когда мы команда, когда работаем сообща.
 
IE Есть ли кто-то, с кем бы хотелось поработать, но пока не удалось?
 
ЖЛ Мне нравится снимать всех людей. Я очень люблю работать с топ-моделями и есть одна, с которой мне не удалось поработать. Сейчас ей около 40, не помню имени, к сожалению, но она очень известна.
 
IE Может быть вы думали поснимать Наталью Водянову, она – супермодель из России?
 
ЖЛ Да, отлично, хочу с ней работать!
 
 Источник: пресс-служба Центра фотографии имени Братьев Люмьер
 
О бодишейминге в глянце
 
IE В большинстве ваших работ модели всегда с идеальной фигурой, с идеальными пропорциями. Сейчас есть активное движение, которое говорит, что модели не должны обладать идеальной фигурой, что люди разные и в этой разности — красота, а поощрение идеальных образов плохо влияет на общество. Что вы об этом думаете?
 
ЖЛ Да, сейчас все меняется. Но я обращаю внимание на другое. Сейчас, когда я смотрю фотографии в журналах, они не погружают меня в мечты. Изменился стиль. Сейчас не принято давать людям возможность помечтать, почувствовать себя счастливыми. Некоторые фотографии, наоборот, скорее грустные и депрессивные. И я думаю, что наше поколение все еще может дать людям эту возможность почувствовать себя счастливыми. Потому что жизнь – это поле боя. И когда человек возвращается домой, у него должна быть возможность расслабиться и помечтать.
 
IE Согласен, но возвращаясь к моделям, не все люди должны обладать идеальным телом, быть высокими, люди разные. 
 
ЖЛ Понимаю. Но тут должен сказать, что русские женщины – самые красивые в мире, гораздо красивее, чем во Франции или в США. Когда я снимал в Москве, я обратил на это внимание. В ресторанах, на улице – женщины намного ухоженнее и элегантнее, чем в других странах. Я думаю, что в стремлении к идеальной красоте нет ничего плохого. Это несложно, быть чуть-чуть элегантнее и красивее, выглядеть счастливее и улыбаться.
 
 Источник: пресс-служба Центра фотографии имени Братьев Люмьер
 
О чувстве юмора, любимых художниках и русском искусстве
 
IE Вы — один из немногих fashion-фотографов, кто сочетает высокую моду и юмор. Не в этом ли секрет успеха вашего стиля?
 
ЖЛ Да, конечно. Нам необходим юмор.
 
IE Чьими работами вы вдохновлялись? Художники или фотографы.
 
ЖЛ Я стал фотографом благодаря Ричарду Аведону. Во многом мне помог Хельмут Ньютон, с которым мы были друзьями. Мне нравится Эро, но он практически неизвестен. Из молодых, мне очень понравился Юханссон, которого я здесь увидел. Но он не совсем фотограф, он настоящий художник. Очень люблю Пикассо, в том числе потому, что он часто рисовал море. Мне нравится Дали, его воображение. И…я забыл имя, я работал с ним…
 
IE Энди Уорхол?
 
ЖЛ Да, Энди Уорхол. Он многому научил меня. У него была потрясающая команда. Я до сих пор люблю его, и у меня на работе висит портрет Изабель Аджани, который он сделал и подарил мне. Есть еще забавная история. Когда мы пытались убедить Клаудию Шиффер стать моделью, в начале у нас это не очень хорошо получалось. На следующий год мы представили ее Карлу Лагерфельду. И потом Карл Лагерфельд подарил мне фотографию Клаудии, которая подписана им и Клаудией. Многие замечательные фотографы дарили мне свои работы.
 
IE Вы уже не первый день в России. У нашей страны история меняется каждое столетие. Какой период нашей истории эстетически вам ближе всего? Средневековые иконы, авангард, советский стиль?
 
ЖЛ Авангард. Конечно, авангард.  
 
Источник: пресс-служба Центра фотографии имени Братьев Люмьер
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
По материалам: https://www.vashdosug.ru/msk/exhibition/article/2539092/