«Сириусы» нашего будущего

Автор: Evgeniya. Отправленный Тема времени

Каждый ребенок талантлив по своему, главное – это увидеть и развить. Об уникальной территории успеха и творчества говорим с Еленой Владимировной Шмелевой, руководителем Центра «Сириус».

Центр занимается выявлением и поддержкой талантливых детей и молодежи. Ежемесячно сюда приезжают около 800 школьников от 10 до 17 лет из всех регионов России. За шесть лет обучение по трем направлениям – наука, искусство и спорт – прошли 45 тысяч ребят. Более миллиона детей и взрослых участвуют в дистанционных образовательных программах «Сириуса».
 
Обучение, пребывание и проезд детей из любой точки нашей страны бесплатны. Мы продолжаем работать в пандемию. Программы проходят со всеми мерами предосторожности. Важно, чтобы у каждого ребенка была возможность пройти отбор (который в нашем случае всегда совмещен с обучением) и приехать в центр.
 
Каждая программа длится 24 дня. Со школьниками занимаются ведущие педагоги и тренеры спортивных (хоккей, фигурное катание, шахматы), физико-математических, химико-биологических школ, выдающиеся деятели искусства: академической музыки, классического балета, живописи, скульптуры. Их методики помогают достигать результатов – прежде всего, развивать и вдохновлять, дать возможность максимально погрузиться в предмет, который сейчас его уже очень интересует – к нам приезжают самые целеустремленные школьники России. Им «Сириус» помогает найти наставника из высшей школы, академического института или действующего предприятия – именно они помогут определиться с будущей профессией, задуматься, как каждому из ребят – с учетом их склонностей и проявленных талантов – стать полезным в решении задач своего поселка, города, региона, всей страны. Ведь глобальная цель и «Сириуса», и государства – улучшение жизни людей.
– Отслеживаете ли вы в дальнейшем судьбу своих выпускников?
 
– Почти 20 процентов ребят приезжают в центр по несколько раз. Вокруг «Сириуса» формируется товарищество выпускников. Это ребята, которые уже после выпуска добились профессиональных результатов следующего уровня – стали победителями и призерами очень значимых всероссийских и международных олимпиад, конкурсов, соревнований. Конечно, это выпускники не только и не столько «Сириуса», это выпускники своих педагогов, тренеров, ведущих региональных педагогических и профессиональных школ. Благодаря «Сириусу» многие школьники становятся частью этих ведущих профессиональных коллективов – у нас сложилась практика, что самые успешные выпускники «Сириуса» приезжают сюда преподавать в качестве ассистентов научных руководителей образовательных программ.
 
Кроме того, после очных программ ребята включаются в систему дальнейшего дистанционного сопровождения. Ведущие педагоги из регионов продолжают индивидуально заниматься с каждым на платформе «Сириус». Курсы – в удобном темпе, предлагают новые, более сложные задачи и сразу же разбирают решения. Дети не теряются, фактически они остаются в «Сириусе», находясь у себя дома. Проходят отбор и приезжают снова, в том числе и как молодые педагоги, наставники. Такое сопровождение может длиться несколько лет, до окончания школы.
 
Поэтому «Сириус» нельзя закончить, как, например, школу или университет. Формат подразумевает постоянное обучение, развитие, совершенствование своих знаний и навыков.
– Когда мы говорим о поиске талантливых или одарённых детей в спорте, допустим, то всё понятно о критериях отбора. Скорость, выносливость и так далее. Как ведётся поиск талантливых математиков, физиков? Каковы параметры? Где их искать?
 
– Где их искать? В российских семьях. Для кого-то, возможно, то, что я скажу, прозвучит своего рода открытием, но талантливого математика, физика, химика каждый родитель может открыть в своем ребенке.
 
В уставе «Сириуса» написано, что цель его работы – раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка детей, которые «проявили выдающиеся способности в области искусств, спорта, естественнонаучных дисциплин, а также добились успеха в техническом творчестве».
 
Поэтому дети попадают в центр только благодаря своим знаниям и стараниям независимо от достатка семьи, места жительства, социального статуса родителей. Это принцип всеобщего и справедливого доступа к образованию. Каждый ребенок в чем-то талантлив – надо разглядеть его талант. Наши дистанционные учебно-отборочные курсы позволяют детям начать учиться, успешно освоить модули и одновременно, благодаря показанным результатам, пройти отбор в центр. На учебно-отборочных курсах можно с нуля начать изучать предмет, например программирование, пройти в «Сириус» и через некоторое время – на заключительный этап всероссийской олимпиады, потом попасть в национальную сборную и поехать на международную олимпиаду.
 
Если же говорить об организационной части, то образовательные программы проходят в соответствии с заранее составленным календарем. Его утверждает экспертный совет каждого направления. Найти календарь можно на сайте образовательного центра, где регулярно публикуется информация о старте и результатах отбора.
 
Критерии отбора разрабатывает экспертный совет вместе с руководителями программ. Чтобы пройти на программу, не обязательно иметь высокие достижения. Иногда достаточно продемонстрировать большое желание.
– Какова роль родителей? Ведь все уверены, что их ребёнок талант? В том же спорте они часто мешают, пытаются давить на тренера.
 
– Роль родителей в том, чтобы верить в своего ребенка и любить его. Я считаю, что каждый ребенок талантлив. И система образования может помочь любым маме и папе в этом убедиться, даже если какие-то сомнения еще остаются. Соединение возможностей с их доступностью и наличие заинтересованного педагога – это как раз то, что помогает таланту раскрыться, состояться.
– Елена Владимировна, вы родом из Санкт-Петербурга. Как вы оцениваете работу с талантливой молодежью в родном городе?
 
– В Санкт-Петербурге есть педагоги высочайшего уровня во всех областях науки, спорта и искусства, многие из них преподают на программах «Сириуса». Система дополнительного образования и развития таланта в городе складывалась годами, и многих выпускников этой системы мы с вами хорошо знаем: (перечислить известных людей?) Станислав Смирнов, Григорий Перельман, Юрий Матиясевич. В этом смысле роль регионального центра, создаваемого по модели «Сириуса», в Петербурге  особая: помочь координировать ведущие организации города, школы и вузы, консерватории и музеи, спортивные клубы и федерации, чтобы помогать всей системе развиваться. За счет совместной работы должен появиться новый синергетический эффект, которого не получится достигнуть, если все организации будут действовать отдельно.
 
На мой взгляд, Академия талантов – так этот центр называется – весьма успешно идет по этому пути вместе с ведущими организациями, такими как Президентский физико-математический лицей №239, ИТМО, СПбГУ, организовывает новые программы, используя свою инфраструктуру и привлекая ведущих педагогов города и страны, координирует ключевые мероприятия: Всероссийскую олимпиаду школьников, всероссийский конкурс «Большие вызовы». Конечно, для дальнейшего развития, привлечения сильных технологических партнеров, усиления взаимодействия с ведущими организациями в сфере искусства и спорта региональному центру нужно активное участие высшего руководства. Считаю, что это одна из ключевых точек роста Академии талантов в ближайшие годы.
– Недавно вы сказали, что драйвером развития образования в регионах должны стать крупный бизнес и градообразующие предприятия. По вашему мнению, это не только повысило бы уровень подготовки детей, но и гарантировало бы им востребованную специальность. Это возврат к профориентационным укладам советской школы?
 
– Я считаю, что образование, развитие и реализация каждого ребенка – основа национальной экономики, экономика полностью должна быть направлена на достижение целей повышения качества жизни каждого человека, через достижения национальных целей, сформулированных в стратегии научно-технологического развития РФ. Которая приравнена к стратегии национальной безопасности.
 
Мы не должны ставить ребенка в условия, когда он в течение обучения в школе, колледже, вузе вынужден постоянно сомневаться в выборе профессии, менять специализацию. Соответственно, система образования не должна работать вхолостую и выпускать специалистов, которые оказываются не нужны. Это сильнейший стресс, когда выпускник, получив диплом, попадает в ситуацию, где его знания и навыки не востребованы. Ежегодно мы так теряем очень много амбициозных и талантливых специалистов. Они теряют не только квалификацию, но ощущение своего места в жизни. Он чувствует, что его обманули.
 
Речь не идет о возврате к советской системе профориентации, хотя у нее были свои сильные стороны. Мы говорим о том, что необходимо начинать выстраивать обучение, совмещающее глубокое изучение предмета и практики, с ним связанной, еще с детского сада, учитывая в образовательных программах – по мере роста каждого школьника, учащегося, студента – перспективные потребности экономики регионов в специалистах и принципиально важные для них навыки. Сегодня в каждом субъекте страны очевидный дисбаланс – остро не хватает профессионалов, необходимых для развития критических технологий каждого из них.
 
Экономика зависит в первую очередь от кадров, от людей и их отношения к труду. Иными словами – от системы воспитания, образования, профессионального становления и дальнейшего повышения квалификации. Только активные, профессиональные, ответственные и справедливые граждане смогут обеспечить устойчивое развитие экономики России в целом в условиях глобальной конкуренции.
– Вы выступаете за снижение бюрократических условностей в школе. То есть существует проблема, что учителя, например, вынуждены больше заниматься бюрократией, а не учить детей? Как вы в «Сириусе» решили эту проблему и можно ли ее распространить на всю Россию?
 
– Это действительно так. И это никакой не секрет: сегодня российский учитель больше отчитывается, чем учит и воспитывает. Достоинство педагога подменено надуманными «показателями эффективности», уважение к профессии – документооборотом.
 
«Сириус» уже системно влияет на российское образование – продемонстрировал, создав новую образовательную среду, насколько эффективны методики, основанные на опыте самых сильных педагогических и профессиональных российских школ. Эти подходы позволяют существенно повысить эффективность образовательного процесса, учитывать изменения в экономике и технологиях, способах коммуникации и совместной деятельности, использовать индивидуальные подходы и программы для каждого ребенка. Очень важный момент – «Сириус» стал центром притяжения всех талантливых и неравнодушных профессионалов в области общего, дополнительного и профессионального образования со всей страны. Ведь все наработки и методики «Сириуса» – это результат совместного труда педагогов-новаторов, ученых, инженеров и специалистов организаций – партнеров «Сириуса», тренеров, музыкантов, артистов, композиторов и руководителей ведущих российских образовательных организаций.
 
Методики этих педагогов сегодня активно транслируются «Сириусом» и в массовую общеобразовательную школу, ведущие центры дополнительного образования – через развитие региональных центров, работающих по модели «Сириуса», а также повышение квалификации школьных педагогов и руководителей образовательных организаций. «Сириус» – благодаря воле и беспрецедентному решению президента о передаче нам бывших олимпийских объектов – стал площадкой, которая позволила объединить и расширить необходимую «критическую массу» заинтересованных в преобразованиях учителей, экспертов, организаций. Только так можно развивать и обновлять систему российского образования в заданной президентом логике.
 
Сейчас мы собираем предложения в Народную программу «Единой России», которые дополнят разработки «Сириуса» и станут основой для будущих изменений в системе образования, будем стремиться снизить эту бюрократическую нагрузку, когда идет отчетность ради отчетности или ради того, чтобы школа собрала весь необходимый комплект документов руками учителей.
– Ваш центр занимается разработкой программ для будущего, для новой, инновационной системы образования, в которой главный элемент – это учителя и наставники. Как планируется усилить поддержку педагогов?
 
– В целом же образование и школа всегда должны соответствовать социально-экономическим задачам, решение которых позволит России обеспечить свою глобальную конкурентоспособность, устойчивое развитие, повысить качество жизни россиян. Образование – это база, фундамент для воспитания, формирования личности, раскрытия потенциала каждого для индивидуальных и желаемых социальных лифтов, равно доступных для каждого члена общества. Для этого – с учетом практического опыта «Сириуса», выдающихся результатов его выпускников и педагогов – необходимо учитывать следующее.
 
Во-первых, суть образовательной деятельности должна состоять не в научении, а в выявлении и раскрытии талантов каждого ребенка, создании единой развивающей среды. Общее школьное образование должно быть объединено с системой дополнительного образования. Нельзя оставлять так, как есть, когда на уроках «сиди и учи», а все интересное – это «так, развлечение в кружках, если хочешь». Процесс должен быть единым, когда практические и интересные задачи «в кружках» становятся эффективной мотивацией для изучения школьных предметов. И наоборот, когда школьные знания являются основой для решения практических задач.
 
Во-вторых, такая система требует существенной корректировки логики нашего взаимодействия – необходимо согласованное участие всех заинтересованных сторон: федеральных, региональных, муниципальных властей, образовательных организаций всех уровней – общего, профессионального, дополнительного образования, исследовательских институтов, предприятий реального сектора. Только так можно выстроить принципиально новую межведомственную и междисциплинарную образовательную среду, воспитывающую, формирующую молодых профессионалов, ответственных за развитие своего региона и России в целом граждан. Сейчас такие межведомственные взаимодействия крайне зарегулированы и тяжелы. А совместные проекты по развитию ребенка если и получаются, то в основном за счет энтузиазма конкретных участников и вопреки, а не благодаря действующим нормам и правилам.
 
В-третьих, эта система требует от нас корректировки управленческой и правовой моделей. Развитие образовательных систем – это общая задача для государства, науки, бизнеса, всего общества. Без этого у ребенка не будет возможности выбора траектории своего социального и личностного роста на всех уровнях образования. Для этого нужно выявлять, поддерживать, развивать и лучшие педагогические практики и практики управления в системе муниципального образования. Школе необходимы талантливые администраторы, создающие новые среду и использующие новые технологии для снижения бремени, повышения качества и доступности для каждого ребенка обучения у сильных педагогов.
– Многие родители, отдавая ребенка в школу, забывают о том, что учеба и воспитание – это разные вещи. Педагог – не воспитатель, но как тогда говорить о системе индивидуального подхода к обучающимся, как сформировать для ребенка индивидуальную траекторию развития и кто этим должен заниматься? Родители или педагоги?
 
– Индивидуальный подход не означает, что нужно приставить к каждому ребенку одного преподавателя. Но настоящий педагог – не просто воспитатель, он наставник для ребенка. И сама образовательная среда, созданная такими наставниками, в высшей степени может выполнять воспитательную функцию – вдохновлять, развивать, поддерживать стремление применить свои знания на пользу своей стране, всему миру, каждому из нас. В «Сириусе» воспитание идет через обучение, проектную деятельность, через личное общение с яркими и талантливыми людьми – профессионалами своего дела, через культуру совместного творчества школьников и студентов. Именно такую модель нужно внедрять в регионах, когда любовь к Родине, передача культурного кода происходят за счет реальной созидательной деятельности каждого.
– Вопрос профессионального выгорания учителей стал ли острее? Какую тенденцию вы замечаете сегодня?
 
– Все проблемы профессионального выгорания педагогов являются следствием превращения их в чиновников. Учитель, который имеет возможности реализовать свое призвание, никогда не выгорит, наоборот, он зажжет сотни новых звездочек. Поэтому правильно считать достижением, когда ребенок получил диплом, трудоустроился, когда он сделал вклад в развитие общества, и учитель должен быть признан наставником по отношению к молодым педагогам. И, повторюсь, должен быть освобожден от этого бюрократизма, который не соединим с задачами по воспитанию и развитию детей.
 
– Каким вы видите центр «Сириус» через 10 лет? Какие есть у вас планы по дальнейшей профессиональной поддержке одаренных детей?
 
– «Сириус» продолжит свою деятельность, но я бы предпочла говорить о том, какой школа будет через 10 лет. Сейчас никто не может сказать об этом наверняка. Но важно понимать главную цель для национальной системы образования – обеспечить личную конкурентоспособность каждого гражданина, позволить каждому максимально реализовать себя, свою мечту, быть счастливым.
 
«Сириус» стал динамичной уникальной профессиональной средой (домом, хочется сказать) для тех, кто в ближайшие годы опубликует значимые для всего мира научные статьи, литературные произведения, исполнит собственные музыкальные произведения, возглавит новые технологические проекты или добьётся максимальных высот в спорте.
 
Проектная работа, как и технологии быстрого и эффективного освоения базовых предметных знаний, которые развивает «Сириус», за следующие 10 лет станут доступны для ребенка из каждой школы. Значит, изменится и сама школа через 10 лет: индивидуальные образовательные траектории, учет и развитие всего лучшего, что уже нами создано, подготовка педагогов-исследователей, гибкость всей системы в целом, ее сфокусированность на достижении приоритетных национальных задач, воспитание ответственных и любящих свою Родину граждан.
 
– Как талантливым детям сохранить свои преимущества при переходе во взрослую жизнь? Ведь мы знаем, что их активно зовут за рубеж, а как ведут себя наши компании и вузы?
 
– Во взрослой жизни человек должен уметь сам ответить на этот вопрос. И как раз для этого мы и должны формировать систему образования, которая гарантирует раскрытие потенциала каждого, его востребованность. Даже при всей непредсказуемости развития общества и технического прогресса. Нужно учить жить детей в неопределенном, постоянно меняющемся мире, самим ему соответствовать. Это опять про систему раскрытия и развития талантов у всех. Если ребенок, человек вынужден бессистемно подстраиваться под непрерывно меняющиеся внешние требования рынков или моды на что-то, то вряд ли такой человек будет счастлив. Если же человек знает свою цель, свою мечту и идет к ней, безусловно, учитывая происходящие изменения, но учитывая именно изменения, а не изменяя себе и своей цели, то этот человек будет успешен, счастлив. А раскрытие талантов на ранней стадии и их поддержка, развитие – разве это не есть формирование мечты и помощь в первых шагах, закрепление навыка труда и ответственности за достижение цели?
 
– Совсем скоро – выборы в Государственную думу Российской Федерации. Каким вы видите состав федерального парламента? Как одной-двумя фразами вы бы нарисовали портрет современного российского парламентария?
 
– Вне зависимости от того, какой он будет, депутаты должны в полной мере осознать необходимость изменений в сфере национального образования. Уверена, что активное участие в работе парламента позволит перенести многие инициативы на законодательный уровень.
 
 
 
 
 
 
 
Автор: Кирилл Смирнов