Духовные скрепы. Вадим Репин о том, как сделать музыкальное образование делом популярным

Автор: Evgeniya. Отправленный Тема времени

Вадим Репин. Фото – Александр Иванов

География музыкально-культурного форума, возглавляемого известным скрипачом Вадимом Репиным, традиционно обширна: концерты пройдут в Новосибирске, Красноярске, Томске, Тюмени, Тобольске, Самаре, Москве и Санкт-Петербурге, а также городах Новосибирской области и Красноярского края.

Зарубежная часть маршрута охватит Японию, Южную Корею, Германию, Австрию, Францию и США.
Среди звездных солистов Фестиваля – Вадим Репин, Константин Лифшиц, Денис Кожухин, Александр Князев,
 
Андрей Коробейников, Сергей Догадин. Российская часть Фестиваля пройдет в Новосибирске с 21 марта по 13 апреля.

Помимо ярких концертов, шестой транссибирский сезон обещает представить публике новый молодежный фестивальный оркестр, провести обширную образовательную программу, а «Год театра в России» отметить яркими театральными проектами. 

О том, как меняется культурная жизнь регионов, о проблемах музыкального образования, о роли личности в истории искусства и моде на карьеру музыканта мы поговорили с художественным руководителем фестиваля накануне концерта-открытия.

– Транссибирские концерты проходят во многих городах Сибири. Можно ли сказать, что за шесть лет Фестиваля вы заново узнали Россию?

– Я прекрасно представляю себе нашу страну, даже во сне ее вижу, если нахожусь далеко. Какие-то вещи могут иногда вызывать умиление, что-то может раздражать – в маленьких городах не больше, чем в больших.

Главное, что всюду, во всех концертных залах потрясающая энергетика, которая зашкаливает порой до такого уровня, что кажется, будто волосы наэлектризованы после концертов!

– Как меняется культурный облик регионов, ведь вы как солист и художественный руководитель фестиваля причастны к этому?

– Благодаря фестивалю, например, был построен концертный зал в Бердске – его изменили до неузнаваемости, и там стало там намного приятнее выступать. В каких-то городах купили рояль специально для наших концертов. И главное – это, конечно, новый концертный зал имени Каца, построенный в Новосибирске.
 
Чтобы увидеть реальные изменения в культуре регионов, нужно 20 лет, а за прошедшие 5 могу сказать: мы едем с открытым сердцем, мы едем радостные, нас прекрасно принимают, и все потрясающе.
 
– Советская система музыкального образования была прекрасная и поставляла миру лучших музыкантов (вы сами учились в Новосибирске у Захара Брона). При этом был и остается крен на сольное исполнительство. Возможно, отчасти поэтому оркестровое сознание развито в России меньше, чем в европейских странах.
 
На ближайшем конкурсе Чайковского ввели новые оркестровые номинации (деревянные и медные духовые инструменты), обращая внимание общества на эти специальности. Принимаете ли вы и ваш фестиваль какие-то шаги в этом направлении?
 
– Я вижу здесь два вопроса. Первый касается образовательной системы тогда и сейчас. Сегодня у нас тоже хорошая образовательная система: во всех школах есть уроки музыки. И я всегда говорю, что музыка должна быть обязательным предметом в каждой школе!

Советская система воспитывала столько музыкантов, потому что было из чего выбирать: быть музыкантом было модно и популярно. Сейчас это модно в Китае! Там 25 миллионов пианистов, и хотя известны из них единицы (Юджа Ванг, например), общий профессиональный уровень пианистов высокий, как и у скрипачей, которых в Китае 16 миллионов. Когда я даю мастер-классы по скрипке в Китае, иногда думаю, что впору самому брать урок, так хорошо они подготовлены.

Это мода, это популярно, поэтому 15 миллионов ринулись учиться одному инструменту. Раньше и у нас было тоже самое. В то время быть оркестрантом Большого театра было, примерно, как сегодня быть в совете Газпрома. Музыканты не вылезали из заграничных поездок, они видели весь мир, привозили с собой видеомагнитофоны и на них могли купить квартиры! Это была другая жизнь, и профессия музыканта была одной из самых уважаемых.

Звание «Народный артист» это было что-то, «вау», как сейчас говорят! Имена Рихтера, Ойстраха были знаковыми в своем отношении к искусству, и они являются частью традиции русской (или российской) музыкальной культуры.

Сейчас музыкальная профессия не так популярна в России, хорошие музыканты «разбросаны» по всей планете (много талантливых живут и учатся в Германии, в Англии, Америке и пока еще в России). Кстати, много азиатских ребят иностранцев, которые учатся в России, тоже очень талантливые.

Когда пройдет еще 20 транссибирских фестивалей, мы сделаем музыкальное искусство вновь популярным делом, у нас опять будут миллионы, которые будут интересоваться, именно карьерно интересоваться, музыкой.

Что касается оркестрового мышления, безусловно, это очень серьезная тема, потому что оркестровое музицирование и быть солистом – это две совершенно разные профессии. Вы правы, в Европе как раз на оркестровое исполнение сделан акцент, оркестровые специальности очень популярны в высших музыкальных школах.

В моем случае даже камерная музыка пришла в мою жизнь достаточно поздно, после 18 лет, когда я стал что-то понимать в музыке и проводить львиную долю времени в Европе с концертами. Тогда камерная музыка открыла мне новый мир. Ранее же просто не было на нее времени: я учился в консерватории, к каждому уроку нужно было готовиться, выучить за четыре дня новое произведение, на пятый сыграть на концерте – вот такая была жизнь.

 
Вадим Репин. Фото – Александр Иванов 
 
– Как родилась идея создания Транссибирского молодежного фестивального оркестра?
 
– Я очень хочу, чтобы это состоялось. Ведь чисто географически, и финансово, у нас в Новосибирске такой оркестр не может существовать круглый год, как в Москве, где уже есть оркестровые коллективы, построена Филармония-2, у Юрия Абрамовича создан прекрасный оркестр, с которым я уже неоднократно играл.
 
Идея родилась, когда один из артистов пошутил, что фестиваль становиться фестивалем, когда у него есть свой фестивальный оркестр. И я подумал, ведь мы и так много делаем своими силами, приглашаем коллективы из Новосибирской консерватории, из школ, лицеев в симфонический оркестр. Почему бы не сделать один общий оркестр, которому можно было бы уделить больше внимания и постараться сделать с ним что-то, что принесло бы пользу всем музыкантам, а не просто для галочки, что это состоялось.
 
– Основа оркестра – Новосибирская консерватория?
 
– Да, Новосибирская консерватория, где прошла вся моя музыкальная юношеская жизнь. Я надеюсь, что ее скоро отремонтируют, потому что половина здания в таком состоянии, что ходить даже страшно.
 
Зато там идет бурная творческая жизнь, и, конечно, для меня это святые стены, и я надеюсь, что наше сотрудничество будет только кстати благодаря нашему проекту. У нас был период некоторого отчуждения, но сейчас у Фестиваля и Консерватории идет сближение: мы делаем совместные проекты и, мне кажется, в итоге здравый смысл со всех сторон побеждает.
 
Я чувствую своим долгом брать больше инициативы, и надеюсь, что моя личная инициатива поможет проекту фестивального оркестра состояться.
 
На этот год у нас серьезные планы: мы хотим вывезти ребят с концертами, чтобы они выступили во Франции совместно с коллегами из Парижской консерватории. Также мы приглашаем молодых ребят из Екатеринбургского юношеского оркестра, чтобы для всех это был праздник!
 
Постепенно создастся «костяк» оркестра, на основе которого можно будет развиваться, и эта основа – это студенты Новосибирской консерватории. Мы планируем приглашать и гостей, интересных личностей из хороших оркестров всего мира для реальной работы с группами оркестрантов.
 
Например, я только что встречался с моим старым другом из Новосибирска Антоном Бараховским, который занимается с группой скрипачей Молодежного оркестра в Филармонии-2 в Москве. У него огромный опыт: будучи концертмейстером Симфонического оркестра Баварского радио, он переиграл весь основной репертуар с лучшими дирижерами планеты. И сейчас он каждый день дает мастер-классы группе молодых исполнителей юношеского оркестра – это феноменально.
 
Мы постараемся развить это направление тоже, чтобы принести пользу Новосибирску.
 
– Если Вы следите за реальной ситуацией в современном музыкальном образовании, то, вероятно, знаете, что педагоги буквально стонут от объема бессмысленной бумажной работы и отчетов, которые они должны выполнять помимо педагогической нагрузки, а педагоги школ, например, вынуждены проходить аттестации-тестирования, часто не имеющие никакого отношения ни к педагогике, ни к музыке, и в принципе не дающие картину реального профессионализма и мастерства, которым педагог обладает. Что вы думаете об этом?
 
– У медали всегда две стороны. Я не хочу слыть человеком, который защищает бюрократическую машину, но мы все прекрасно знаем, что у нас есть и отдельные консерватории, и отдельные педагоги, обучение у которых никакой пользы не приносит, и ребята до поступления в вуз играют намного лучше, чем окончив это музыкальное заведение, – это тоже нужно признать. Невозможно, чтобы все было все одного цвета – белым или черным, нужно найти правильный баланс.
 
У нас большое государство, и нужен закон, а как его сделать, этот закон, у меня нет ни малейшего понятия. Все должно само развиваться. Благодаря тому, что мы делаем на нашем фестивале, я, конечно, задумываюсь о таких вещах, и как заинтересованное лицо я надеюсь, ко мне придут какие-то идеи, которыми я в будущем с вами поделюсь.

– Вы давно больше, чем музыкант мирового уровня – вы публичная фигура, общественный деятель, и, как и ваши коллеги Денис Мацуев, например, Юрий Башмет, общаетесь на уровне власти. Уверена, к вашему мнению бы прислушались.

– Я понимаю, чтобы что-то значимое сделать, нужно иметь ответы, а это непросто. Да, можно высказаться публично, но нужно иметь рецепт. Рецепта нет. Поэтому я думаю, что каждый из нас, артистов, должен сам искать эту истину, пробовать разные вещи.

Еще одной бумажкой в законодательстве ничего не изменить – просто будет больше макулатуры. Поэтому я на это смотрю так: каждый должен что-то пробовать, этим делиться, и то, что действительно будет более популярным, будет и более эффективным.

Я думаю, что все мы этим и занимаемся: и Юрий Башмет, и Денис Мацеув, и Валерий Гергиев, и все мои коллеги. У каждого из них есть или коллектив оркестра, или фестиваль, или то и другое, и каждый ищет свой способ изменить внести свой вклад в культуру.

Вот мы с вами вспоминали Захара Брона сегодня: был Брон – был его педагогический результат, нет Брона – нет и результата. И это не потому, что законы такие, а от того, что, уж так сложилось, что нет такой больше личности в Новосибирске. И она может появиться вдруг, ниоткуда, например, в Барнауле, в силу причин, от нас не зависящих.

– Готова подписаться под каждым словом, и все же, не думаете ли вы, что такая личность, как Захар Брон, может просто не появиться в современной педагогике – в условиях жесткого бюрократического гнета в образовательных учреждениях? Для творческой личности это может быть разрушительно.

– Нет, личность – если она личность – появится. В Гуанчжоу, Барнауле или Москве, где угодно.

Например, в какой-то момент в Новосибирске появилось сразу несколько выдающихся личностей, которых до этого не было несколько сотен лет. Захар Брон, Матвей Либерман, Арнольд Кац – целых два поколения, в одном городе. И какой результат: феноменальный оркестр, потрясающая публика, люди, которые ценят и любят музыкальное искусство, которые ходят на концерты. Вот это, я считаю, высокий класс.

Так что, будем ждать, будем растить: да, возможно, кто-то захочет уехать, но кто-то и останется. Арнольд Кац, например, по своему таланту мог бы работать и с Госоркестром, и с Бостонским оркестром, но человек сделал свой выбор, и остался в Новосибирске. Я верю, будут и другие, и мы своим фестивалем вносим свой скромный вклад в это.

Опять же, если не пробовать, то ничего не будет! Можно пробовать даже с ошибками. Но что-то делать надо!

– 2019 год объявлен годом театра в России, и в программе фестиваля широко представлена театральная программа, в том числе запланированы ваши совместные выступления со Светланой Захаровой, правда, пока не в России, а только в Японии. Скажите, как вы относитесь к тому, что Большой театр снимает с репертуара спектакль «Герой нашего времени» в постановке Кирилла Серебрянникова, где Светлана Захарова блистательно танцевала главную роль?

– Я об этом ничего не слышал. Я был на этом спектакле несколько месяцев тому назад в главной роли со Светланой, и все прекрасно прошло. Возможно, это связано с новыми премьерами, ведь объять необъятное невозможно.

Светлана, я знаю, уже репетирует новые постановки, но о них она сама расскажет. Если же снятие спектакля как-то связано с политикой в отношении Кирилла Серебренникова – жалко. Интересно, другие спектакли, которые он делал, в других театрах тоже сняли? Если это так, то тут можно, конечно, посочувствовать, потому что он великий артист и то, что он делал, пользовалось невероятным успехом всегда. В том числе у молодежи – а это редкость, ведь завоевать признание у молодой публики труднее всего.

– Мировые премьеры – уже традиция Фестиваля. Что приготовлено для публики в этом году?

– Во-первых, мы проводим новосибирский конкурс композиторов в рамках проекта «Сделано в Сибири», который в этом году выиграл Борис Лисицын, и Новосибирский академический симфонический оркестр исполнит его произведение «Музыка моря».

Концерт для скрипки с оркестром Александра Раскатова, который он посвятил мне, я уже посмотрел, это очень интересная музыка.

акже состоится мировая премьера произведения Энйотта Шнайдера «Дон Жуан и Лепорелло», написанное специально по заказу нашего Фестиваля. Шнайдер уже был в Новосибирске, познакомился с нашими народниками и был ошеломлен их исполнительским мастерством. Вдохновленный, он написал концерт для контрабаса и контрабас-балалайки с оркестром, премьера которого состоится в Красноярске.

Вадим Репин и Томас Зандерлинг. Фото – Александр Иванов

– Если взглянуть конспективным взглядом на программу фестиваля, какие концерты вы считаете инновационными?

– Я могу сказать, что каждый концерт будет по-своему инновационным и необычным. В каком-то концерте совершенно необычен выбор солиста, в другом – неожиданный выбор репертуара, третий – «кот в мешке», четвертый – концерт-сюрприз.

Специально не раскрываю деталей, чтобы оставить пространство для воображения и догадок. Приезжайте на фестиваль!

 

 

 

 

По материалам:https://www.classicalmusicnews.ru/interview/vadim-repin-2019/