На острие искусства: семь фактов к выставке Ильи Зданевича
Пикассо, Просмани, Шанель и Илья Зданевич — факты о столь незаурядном творце, как и сама экспозиция, — просто поразительны!
(Обложка Н. Грановского)
1. Развитие и популяризация футуризма
Многие исследователи русского искусства начала ХХ века небезосновательно считают, что именно благодаря Зданевичу в России стал известен и популярен футуризм. Именно Ильязд рекламировал манифест итальянского футуриста Маринетти в Москве и Петербурге. Публику 1912 года шокировал молодой человек, размахивающий своим снятым с ноги башмаком и доказывающий, что башмак прекраснее Венеры Милосской. Ибо он, то есть башмак, «отделяет нас от грязной земли, тем самым выражая презрение футуристов к земле и их любовь к небу». Однажды страстное выступление студента- юриста в поддержку футуризма закончилось грандиозной потасовкой, о которой писали все московские газеты.
Илья Зданевич.
Обложка книги «Игорь Терентьев. Факт».
Тифлис: 41°
2. Ильязд - открыватель Пиросмани
Да, именно Илья со своим старшим братом, художником Кириллом Зданевичем, а так же художником Михаилом Ле-Дантю, во время поездки в Грузию заметили работы Нико Пиросмани. Они организовали его первую выставку и опубликовали в прессе статьи о художнике. Ильязд тогда объездил всю Грузию, собирая самую большую коллекцию работ Пиросмани. Позже его старший брат продал коллекцию государству и тем самым спас наследие знаменитого грузинского художника. Когда же, спустя много лет, в Лувр приехала первая выставка «грузинского Джотто», Ильязд пришел посмотреть на свое бывшее собрание, как обычный посетитель.Нико Пиросмани (Пиросманашвили)
3. От футуризма к «всёчеству»
Темпераментный молодой футурист быстро разочаровался в футуристических идеях Маринетти и, чуть повзрослев, создал свое собственное художественное направление — «всёчество». По задумке Ильязда, оно должно было заменить футуризм и, наконец,объединить многочисленные художественные направления — как в поэзии, так и в живописи. «Всёчество» утверждало, что право на жизнь имеют все стили. Несмотря на кажущуюся несерьезность и карикатурность названия идея о том, что любая культура непрерывна и современна, а новому в искусстве не обязательно порывать с прошлым,была очень прогрессивна и революционна для бурного начала ХХ века.
Илья Зданевич. асЁл напракАт. Драма.
Сборник «Софии Георгиевне Мельниковой.
Фантастический кабачок». Тифлис: 41°, 1919
4. Боди-арт – начало вторжения искусства в жизнь
Илья Зданевич опередил свое время не только «теорией всего» в искусстве. Так,на одном из своих вечеров артисты творческой группы «Ослиный хвост», членом которой был Ильязд, вышли на сцену… раскрасив себя! Тогда, в начале ХХ века, люди с раскрашенными лицами и голыми частями тела повергли публику в состояние шока. Дело дошло до того, что членам «Ослиного хвоста» даже пришлось пояснять свой поступок общественности. Ильязд сотоварищи издали манифест «Почему мы раскрашиваемся», где несколько пафосно провозгласили: «мы связали искусство с жизнью, и жизнь вторглась в искусство. Пора искусству вторгнутся в жизнь. Раскраска лица — начало вторжения». Гораздо позже это станет боди-артом, а об Ильязде забудут.5. Ильязд – дедушка албанскава изыка
Это не шутка. Наш герой действительно и в этом тоже предвосхитил время. В 1916 году в свет вышла пьеса Зданевича «Янко круль албанскай». В пьесе есть такой текст: «так как албанский изык с руским идет ат ывоннава… пачиму ни смучяйтись помнити шта вот изык албанскай…» Пьеса впоследствии войдёт в знаменитую «питёрку дейстф», которые станут знаменитыми «дра» (то есть драмами) не только с точки зрения литературы,но и типографики и полиграфии. А придуманный Ильяздом «албанский изык» воскреснет — уже в сети Интернет, спустя десятилетия и совсем по другому поводу.
Обложка книги Зданевича
6. Ильязд и Коко Шанель
В 1920-е, после Первой мировой войны, многие модные дома Франции испытывали недостаток в тканях. Коко Шанель нашла выход — она задумала использовать джерси,трикотажную ткань, из которой до этого шили только нижнее белье. Ткань надо было улучшить. И здесь на помощь Шанель пришел Ильязд, который к тому времени эмигрировал из советской России во Францию. Уроженец Грузии, Зданевич был хорошо знаком с приемами местного ручного ткачества. Именно они легли в основу разработки нового ткацкого станка, придуманного Зданевичем для Шанель. Помимо технологических улучшений, Зданевич разрабатывал многочисленные орнаментальные мотивы для этих тканей. Союз Коко и Ильязда длился с 1928 (когда тот был назначен директором одного из заводов компании «Ткани Шанель» и одновременно художником по тканям) и вплоть до 1935 года. В середине 1930-х мода на джерси постепенно сошла на нет, уступив место твиду. Однако еще долгое время Зданевича привлекали к разработке аксессуаров и эскизов для модного дома Шанель.
Габриэль Шанель в костюме из джерси, узор для которого был создан Ильяздом. Фотограф Александр Стюарт
7. Зданевич - издатель «Мировых художников».
Еще одна грань блистательного художественного таланта Ильи Зданевича — издательская деятельность. Последние 35 лет своей жизни он посвятил выпуску уникальной серии книг «Livre d’artiste», предназначенную исключительно для коллекционеров. Вместе с ним над серией работали Пабло Пикассо, Макс Эрнст, Жоан Миро и Альберто Джакометти.
Жоан Миро. Бумага, цветной офорт.
Иллюстрация издания Ильязда.
Адриан де Монлюк. Нелепый придворный.
Париж: Сорок первый градус, 1974
Эти уникальные книги выходили в издательстве «41 градус». Именно так — «41 градус» — назывался творческий союз грузинских авангардистов, в котором цифра означает географическую широту, на которой находится Тифлис — нынешний Тбилиси.
Вся французская коллекция книг «Livre d’artiste», изданная Ильяздом, также представлена на проходящей выставке в Москве.
Серия фото с выставки - со страницы ГМИИ в соцсети Фейсбук.