Печать

ЧЕХОВ - ПИСАТЕЛЬ ВРАЧ

Чехов - великий писатель не только потому, что обладал огромным художественным изобразительным талантом, но также потому, что он со свойственным ему характером писательского таланта внес своими произведениями в историю отечественной литературы новое большое слово.

Он создал свой особый литературный жанр, особую форму маленького рассказа. Он своеобразен по приемам творчества, своеобразен по стилю, своеобразен по темам творчества. Он был чрезвычайно самобытен как писатель. Ни за кем из писателей он не следовал. За ним следовали и следуют писатели.

На Чехова в его своеобразии как художника оказало влияние полученное им медицинское образование. Об этом за пять лет до смерти он написал в автобиографии: «Занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность, они значительно раздвинули область моих наблюдений, обогатили меня знаниями, истинную цену которых для меня, как писателя, может понять только тот, кто сам врач... Знакомство с естественными науками, научным методом, всегда держало меня настороже, и я старался, где было возможно, сообразоваться с научными данными, а где невозможно, не писать вовсе».

В том же замечательном документе, уже пройдя почти весь свой жизненный путь, уже писателем мирового значения, Чехов заявил, что он «не раскаивается, что пошел па медицинский факультет».

На медицинский факультет Московского университета Антон Павлович поступил 19-летним юношей в 1879 г.

О студенческих его годах имеется очень мало сведений. По свидетельству его университетского товарища д-ра Россолимо, он был совершенно незаметен среди товарищей «в силу своей чрезвычайной скромности». Медициной же он занимался с большим интересом, слушая лекции Бабухина, Захарьина, Клейна, Фохта, Снегирева, Остроумова, Кожевникова, Эрисмана, Склифосовского. Не прекращал Чехов-студент заниматься медициной и во время летнего отдыха и с 1881 года каждое лето работал в Чикинской земской лечебнице Звенигородского уезда Московской губернии у доктора П. А. Архангельского.

Окончив в 1884 г. Московский университет, Чехов вывесил на дверях своей квартиры дощечку - «Доктор А. П. Чехов» и стал принимать приходящих больных и посещать больных по вызовам.

90-е годы XIX столетия оказались расцветом творчества Антона Павловича Чехова (1860—1904).

Литературная деятельность Чехова начинается в Москве. Он печатается в юмористических журналах, издававшихся литератором Н. А. Лейкиным. В сатирической форме рисует Чехов быт тогдашней Москвы, высмеивает нравы чиновников и полицейских, помещиков и купцов.

Подмосковье дало Чехову богатый материал для изображения жизни народа. «...Если я литератор,— писал он,— то мне нужно жить среди народа, а не на Малой Дмитровке, с мангусом. Нужен хоть кусочек общественной и политической жизни, хоть маленький кусочек, а эта жизнь в четырех стенах без природы, без людей... это — не жизнь...»

Еще будучи студентом-медиком, Чехов стремился в Подмосковье. Одним из полюбившихся писателю мест была Истра. «Природа кругом великолепная. Простор и полное отсутствие дачников. Грибы, рыбная ловля и земская лечебница...— пишет он Лейкину.— Тем много...»
Летние месяцы 1883—1884 гг. Антон Павлович живет в Истре у брата Ивана, учителе местной приходской школы. Впечатления был разнообразны: это и знакомство с офицерское средой стоящей в городе артиллерийской части, и посещение почты, где некий Андрей Егорыч подает Чехову повод написать рассказ «Экзамен на чин», и практика в Чикинской земской больнице, и знакомство с замечательным земским врачом П. А. Архангельским. Последний дал такую характеристику Чехову: «Он не сделался врачом-практиком, но остался тонким диагностом душевных состояний человека и чутким изобразителем горестей людских».

На одном из зданий бывш. Чикинской больницы установлена мемориальная доска с надписью: «В этой больнице в первой половине 1880-х годов Антон Павлович Чехов проводил врачебную работу».

К северу от Звенигорода на берегу речки Сторожки в холмистой местности расположена деревня Дютьково. Здесь сохранился небольшой дом с террасой. В этом доме с 1906 по 1915 г. жил выдающийся композитор и музыкант С. И. Танеев. В Дютькове, в танеевском доме, открыт музей, посвященный замечательным деятелям искусства С. И. Танееву, И. И. Левитану и А. П. Чехову, творчество и жизнь которых связаны со Звенигородом и его окрестностями.

Впервые А. П. Чехов посетил Звенигород летом 1883 г., а в следующий год «исправлял должность земского врача» в течение двух недель. «Звенигородские впечатления,— по воспоминаниям младшего брата писателя М. П. Чехова,— дали Чехову тему для рассказов «Мертвое тело», «На вскрытии», «Сирена». Связь Чехова со Звенигородом поддерживалась и в последующие годы. Он приезжал сюда на открытие земской больницы, в 1886 г. вновь заменял своего товарища врача, приезжал в город из деревни Бабкино.

Три лета (1885—1887) прожил писатель в усадьбе Бабкино, принадлежавшей мужу детской писательницы М. В. Киселевой. Дочь бывшего директора московских театров В. П. Бегичева, внучка известного просветителя Н. И. Новикова, писательница Киселева всегда оказывала Антону Павловичу радушный прием. Жизнь в Бабкине подсказала немало сюжетов для широко известных теперь чеховских коротких рассказов. М. П. Чехов, брат писателя, в своей книге «Антон Чехов и его сюжеты» рассказывал: «Охотник Иван Гаврилов, садовник, плотник, мужики, больные бабы, приходившие лечиться, наконец, сама природа, река, лес, соловьи, голубые дали, Бужаровский омут, все это давало Антону Павловичу сюжеты, настраивало его, и из-под пера выходили такие чисто бабкинские рассказы, как «Дочь Альбиона», «Налим», «Скорая помощь». Описанный в «Верочке» сад при лунном свете с переползавшими через него клочьями тумана — это сад в Бабкине...»


С величайшей требовательностью подходил Чехов ко всему, что было создано им в ранний период творчества.

«Что делать?» — вот вопрос, на который пытался ответить писатель. Этот вопрос стоял перед всей интеллигенцией, тревожившейся за судьбу родины. «Что делать?» Если бы этот ответ был найден, то «Фофанов (поэт.— Ред.) не сидел бы в сумасшедшем доме, Гаршин был бы жив до сих пор, Баранцевич (писатель.— ред.) не хандрил бы, и нам бы не было скучно и нудно, как теперь, и Вас не тянуло бы в театр, а меня на Сахалин»,— писал Чехов.
Ни Чехов, ни Лев Толстой не смогли ответить на мучительный вопрос, но в попытках найти этот ответ писатели с потрясающей правдой рассказали в своих произведениях о положении в России, что сыграло огромную роль в пробуждении народных масс. В поисках ответа на «проклятые вопросы жизни» А. П. Чехов стремился «увидеть Россию», Россию — каторжную, где гнет, насилие и произвол выступали со всей отчетливостью, Россию — деревенскую, обезземеленную, разоренную веками жесточайшей эксплуатации. Россию каторжную он увидел в Сибири и на Сахалине, куда отправился в конце 80-х годов. «...Мы сгноили в тюрьмах миллионы людей,— писал он Суворину,— сгноили зря, без рассуждения, варварски; мы гоняли людей по холоду в кандалах десятки тысяч верст, заражали сифилисом, развращали, размножали преступников и все это сваливали на тюремных красноносых смотрителей».

Поселившись в Мелихове, Чехов упорно работает над «Островом Сахалин». Здесь открывался для него другой Сахалин — «мужики забиты, запуганы, раздражены». Отсюда, из деревни, идут те мученики-каторжники, жизнь которых построена так, что всеми своими обстоятельствами она толкает на нарушение законов, которые сами являются фактами беззакония! Чехова оскорбляет все, что касается отношений властей к крестьянству. «Вообще не мешает поучить, чтобы начальники гг. дворяне и чиновники,— пишет он,— умели в обращении отличать крестьян от арестантов».
Понятно, почему в нескольких поколениях крестьян Мелихова не забывалась первая встреча с новым владельцем усадьбы. «Мы ему в пояс: «Здравствуйте, барин!» А он подошел к нам и говорит: я не барин, я доктор...»
После документальной книги «Остров Сахалин» Чехов создает в Мелихове знаменитую «Палату № 6». «Когда я дочитал вчера вечером этот рассказ,— говорил о своем впечатлении В. И. Ленин,— мне стало прямо-таки жутко, я не мог оставаться в своей комнате, я встал и вышел. У меня было такое ощущение, точно и я заперт в палате № 6». Палата № 6 оказалась символом царской России, символом тюрьмы народов!

В «Указателе селений и жителей уездов , Московской губернии» говорилось, что в Мелихове «крестьян 181 душа мужского пола л 177 женского, 1 церковь, 41 двор». «Хуже нашей деревни не было,— вспоминали крестьяне». Бедность и некультурность были ужасающие: избы топились по-черному, не было школы, но в самом центре селения располагались три трактира.
Купленная в кредит усадьба не отличалась благоустройством. Чехов так изображает свое новое владение: «Чересполосица. Больше ста десятин лесу, который через 20 лет будет походить на лес, теперь же изображает собой кустарник. Называют его оглобельным, по-моему же к нему более подходит название розговой, так как из него можно изготовлять только розги. Это к сведению гг. педагогов и земских начальников... Фруктовый сад. Парк. Большие деревья, длинные липовые аллеи. Сараи и амбары недавно построены, имеют довольно приличный вид... Вся усадьба загорожена от мира деревянного оградою на манер палисадника... Дом и хорош, и плох. Он просторнее московской квартиры, светел, тепел, крыт железом, стоит на хорошем месте, имеет террасу в сад, итальянские окна и проч., но плох он тем, что недостаточно высок, недостаточно молод, имеет снаружи весьма глупый и наивный вид...»

Рецепт, прописанный А. П. Чеховым

С первых шагов новый владелец усадьбы подтвердил делом, что он не барин, а доктор. «Завелись новые знакомства и новые отношения, — писал Чехов. — Меня уже считают своим».

Доктор Чехов принимал больных, снабжая лекарствами, ездил в деревни, где требовалась медицинская помощь. Первые годы жизни писателя в Мелихове были неурожайными. В деревнях начался голод. В дополнение к этому бедствию приближалась угроза холерной эпидемии. Чехов принял на себя заведование медицинским участком в Серпуховском уезде.
Здесь в наши дни создан музей великого писателя.
С каждым годом все растет поток советских людей, посещающих чеховское Мелихово. Гостей встречает установленный в центре усадьбы бронзовый бюст писателя, выполненный скульптором Г. Мотовиловым. Маленький флигель хранит обстановку той поры, когда здесь жил и творил Чехов. За письменным столом в кабинете — небольшой комнатке —писатель создал все произведения мелиховского периода.

По-прежнему веснами цветут в Мелихове яблони и вишни, кусты сирени и жасмин в изменившейся, помолодевшей деревне, в округе все подтверждает сбывшиеся теперь мечты великого писателя о том, что «хорошая 6удет жизнь лет через пятьдесят». 

Читайте 30 гениальных высказываний Антона Чехова

Памятник А.П. Чехову в Звенигороде

Партнеры