Печать

Судьба кокетки Коко

Кому из создателей моды удавалось дать название предмету одежды еще при жизни? На память приходят единицы, и среди них – Шанель. Во всех концах земли миллионы женщин мечтают обладать хотя бы чем-то, носящим это имя. Духами, помадой, сумкой или одноименным костюмом, название которого роднит его обладательницу с живой легендой, не меркнущей с годами. Шанель - это короткое и могущественное имя, не только покорившее мировую моду, но и создавшее бессмертный стиль.

Как воспитала себя Шанель, как ей удалось подчинить себе время? В свидетельстве о рождении Великой Мадемуазель стоит дата 20 августа, тогда как на самом деле она родилась 19 августа 1883 года в Сомюре в семье небогатых торговцев вином. Числа не давали ей покоя всю жизнь, в них она видела роковую, магическую силу, оттого и называла часто свои знаменитые духи номерами и цифрами. Впоследствии Шанель подделала свое свидетельство о рождении – ей хотелось быть на десять лет моложе, и она переправила восьмерку на девятку, получилось, что она родилась якобы в 1893 году. В старости она часто говорила: «Мне надо было родиться на десять лет раньше».

Родители Шанель торговали вином и были бедными неуспешными коммерсантами. Когда Габриэль исполнилось 12 лет, ее мать Евгения Жанна скончалась. Девочку отдали в приют для сирот. Ее отец ни разу не позаботился о дочери. По выходе из приюта ее ожидала большая нужда. Ее спасла работа. В 20 лет монашки определили юную Шанель в маленькую лавку, торговавшую бельем и чепчиками в провинциальном французском городке Мулен.

Дело случая предопределило карьеру великой создательницы моды ХХ века. Всю оставшуюся жизнь она торговала какой-нибудь одеждой. В городке, где она работала, был гарнизон офицеров, и случай позволил ей, молодой, стройной и хорошенькой, познакомиться с Этьеном Бальзаном – привлекательным офицером из состоятельной буржуазной семьи. Всю дальнейшую жизнь мужчины играли большую роль в жизни Шанель.

В молодости не страшно ничего. И вот Шанель запела в ротонде парка – глупые и простые песенки 1900-х годов. В ее репертуаре модная песенка «Кокорико». Так имя «Коко» прилипло к ней до конца дней. Шанель вместе со своей хорошенькой теткой Адриенн едет в Виши попытать счастья в кабаре. Виши тогда был очень модным местом для прогулок и лечения минеральными водами – любимого занятия в начале века. Уже в 1907 году она носит челку, придумывает себе новую шляпку и белый отложной воротничок и бежит впереди моды.

Когда Шанель исполнилось 25 лет, она согласилась поселиться вместе с Этьеном Бальзаном и стать содержанкой. Скачки, охота, вечера в ресторанах вводят Шанель в круг молодых и менее молодых, но все еще привлекательных куртизанок – женщин на содержании у состоятельных мужчин, или «больших горизонталок». Она знакомится со знаменитой дамой полусвета прекрасной эпохи Эмильенн д’Алансон – красавицей и поэтессой по совместительству, которая учит Коко жизни, обращению с мужчинами. И Шанель переродилась – неизвестно откуда появился профиль камеи, талия, декольте и уверенность в своем превосходстве, которое не покидало Шанель никогда.

Новый покровитель Коко – Бой Капель – увозит ее в Париж в 1912 году. Обеспеченный, удалой англичанин боготворит Шанель, а она учится шить. Именно тогда она получает свой первый заказ – шляпки для модной актрисы Габриэль Дорзиа. И вот у Шанель появляются первые клиентки. Ее модели замечают модные журналы, которые пишут о ней как о молодой и талантливой модистке-шляпнице.

Накануне Первой мировой войны, в 1913 году, Шанель открывает свой первый бутик в Довилле – модном морском курорте. Ее кредо – простота. Cпортивные и летние костюмы от Шанель поражают клиенток простотой силуэта и кроя. Во время Первой мировой войны Шанель и Бой оказываются в Биаррице вдали от военных действий, где в 1916 году она открывает свой первый Дом моды напротив казино. Ее новый фетиш – ткани из джерси. Она видит необходимость для женщин одеваться проще, немарко, носить повседневную одежду, удобную для работы, так как уход мужчин на фронт побуждает их к этому.

Окончание Первой мировой войны сделало Париж вновь столицей мира. Туда стремятся все: великие князья, жиголо, южноамериканские миллиардеры и чернокожие джазмены. Шанель затягивает водоворот космополитической культуры, и в Биаррице она знакомится со своим первым титулованным любовником – великим князем Дмитрием Павловичем Романовым, на десять лет моложе ее.

Он настоящий Романов, кузен последнего императора Николая II. Писаный красавец, соучастник убийства Распутина во дворе князя Юсупова на Мойке. В тот «русский час» Шанель обращается к известному парфюмеру – Эрнесту Бо, родившемуся в Москве в 1988 году, бывшему главным парфюмером на московской косметической фирме «Ралле», с тем, чтобы он создал для нее первые духи. Бо предложил Шанель несколько образцов во флаконах под номерами от 1 до 5 и от 20 до 24 номера. Шанель выбрала №5, так как это число приносило ей успех. Таким образом, Эрнест Бо обеспечил Шанель бессмертие.

Великий новатор современного искусства, Сергей Дягилев заказывает у Шанель трикотажные костюмы к своему балету «Синий поезд». Шанель очень подружилась с Дягилевым и нередко помогала ему крупными суммами денег. В качестве управляющего Домом Шанель приглашает на работу русского князя Сергея Кутузова, а тот в свою очередь приводит Шанель ее двух первых топ-манекенщиц – княгиню Мэри Эристову и Гали Баженову. Шанель окружила себя титулованными знаменитостями, презирая их. Ей, простолюдинке из Оверни, импонировало то, что на нее работали настоящие княгини. Она порой била их по щекам, кичась свои превосходством. А в 1925 году Шанель знакомится с самым богатым мужчиной Англии герцогом Вестминстером и становится его любовницей. Ее стиль переживает сильное британское влияние. Много твида, вязаных вещей, простых спортивных силуэтов. Стиль Шанель подвергается массированной атаке другой ее великой конкурентки 1930-х годов – гениальной итальянки Эльзы Скиапарелли. Эльза работает с Сальвадором Дали для своих сюрреалистических коллекций, чем злит Шанель. Обе дамы ненавидят друг друга. От привычного спортивно-элегантного стиля Шанель вынуждена перейти к более театральным моделям, широким юбкам, вышивкам, блесткам, кружеву.

С объявлением немцами войны в 1939 году Шанель закрывает свой Дом на рю Камбон, ставший местом паломничества многочисленных знаменитых клиентов, поселяется в отеле «Ритц», недалеко от ее магазина, и находит себе нового любовника – немецкого офицера. Ей тогда было около 60 лет. После войны Шанель осуждают за эту связь с немцем. Защищая себя, она говорит: «Когда женщина в мои годы находит себе молодого любовника, то она не заглядывает в его паспорт».

После войны Шанель поселяется в Швейцарии и лишь после того, как ее соперница знаменитая Эльза Скиапарелли закрывает свой Дом, Шанель решается начать контратаку. И вот в 1954 году, когда великой Коко 71 год, она показывает миру свою новую коллекцию на рю Камбон, которая не встречает понимания. Ни зрителям, ни журналистам не нравится ее цитирование прошлых моделей 1930-х годов, скучные твиды, унылые цвета. В моде Кристиан Диор, Баленсиага и Живанши, и, кажется, Шанель не осталось места под солнцем. Тем не менее, ее модели куплены в США, и Шанель не погибла под натиском злых критиков.

Ее успехом в 1950-е годы был знаменитый костюм Шанель, ставший символом деловой женщины. Его можно было надеть и в оперу, и в самолет, и при этом всегда выглядеть идеально и к месту. Фактура твида и букле не создавала невыгодного контраста с немолодыми лицами, а покрой скрадывал дефекты фигуры. Ее одеждой вновь стали интересоваться.

В 1960-е годы она одевает Жаклин Кеннеди и Клод Помпиду. Весь мир стремится к ней, и Шанель вновь на обложках журналов. Но в парижском ателье ее начинают избегать. Она слишком стара и не может более руководить Домом.

Коко Шанель умерла в «Ритце» 10 января 1971 года. Ее последними словами были: «Вот так вас оставляют подыхать!»

Александр Васильев для Global Blue
о всех вериницах судьбы красивой женщины и таланливого дизайнера Габриэль Шанель

Партнеры