Только в школе перемена – значит отдых

Автор: Evgeniya. Отправленный ЭНЦИКЛОПЕДИЯ PRIME

СПОСОБНОСТЬ ВСЕХ БЕЗ РАЗБОРУ ПОКОЛЕНИЙ РОССИЯН ЖИТЬ В НЕПРЕКРАЩАЮЩУЮСЯ ЭПОХУ ПЕРЕМЕН – А ТО И НЕ В ОДНУ – ПОВОД ДЛЯ ГОРДОСТИ

Если бы нам совсем-совсем нечем было гордиться, то способность всех без разбору поколений россиян жить в непрекращающуюся эпоху перемен – а то и не в одну – вполне могла бы послужить поводом для гордости. Даже посыл древней китайской мудрости «Не дай вам бог жить в эпоху перемен» звучит очень по-родному – как будто адресован именно нам.

эволюция_эксперемент_в текст

Но как бы ни крутило и не вертело нас во всей этой непрерывной череде событий планетарного и государственного масштаба, мы не можем успокоиться, пока не найдем ответы на вопросы, которые не дают нам превратиться в обычные «винтики и шпунтики» истории. Мы хотим понять – что всем рулит и где во всем этом историческом бульоне наше с вами место. Разбираемся вместе с историком, психологом Виталием Болдузевым.

Виталий Болдузев

Виталий Васильевич, я иногда пытаюсь представить, что было бы, не случись в 1917 году Октябрьская революция. Уверена, вся наша современная внешняя среда – те же «спальные» районы, архитектурный облик городов, – все выглядело бы совершенно иначе. Не говоря уже о психологии, об отношениях. Как перемены в государственном строе, в политике проходят через человека и в дальнейшем проецируются на его деятельность?

История не знает сослагательного наклонения – хотя всегда хочется заглянуть за горизонт неведомого, что-то предположить. Историки опираются на факты, причем зачастую довольствуются малым из того, что есть. Потребность в сослагательном наклонении говорит о том, что мы недовольны своим прошлым. Чтобы не погружаться в догадки и не искажать историю, можно вспомнить основную заповедь психологов – «не навреди». То есть не вноси своего, не домысливай. Почему? А потому, что все равно было бы то же самое, но по-другому. Вот, скажем, если бы у нас не было революции, было бы телевидение? Было бы. Мы бы в космос полетели? Полетели бы. Даже если бы у нас сейчас была конституционная монархия, также была бы телебашня, ходили поезда, летали самолеты. Они выглядели бы немного иначе, но это не сильно изменило бы нашу жизнь.

Если ты затормозишь — эволюция все равно догонит, прыгнешь вперед — отодвинет

Да, я говорю не о достижениях, которые все равно происходили бы, а о том, во что это было бы «упаковано». Взять хотя бы нашу бездушную, безликую архитектурную среду на всей огромной территории бывшего СССР. Советская архитектура – прямое отражение государственных и политических событий, прошедших через души и сознание людей. В ней обычно не за что глазу зацепиться, не к чему душе приткнуться. И вот снова возвращаюсь к вопросу – как бы выглядели современные российские города, если бы многовековой уклад российской жизни не был прерван?

Было бы то же самое.

То же самое? Те же самые «хрущевки», те же самые бетонные коробки?..

руки_в текстДаже там, где не ступала нога коммуниста, есть свои «хрущевки». Панельные микрорайоны есть и в Америке, и в Европе, и в Азии. Потому что на определенном этапе большие города нуждались в панельном домостроении, другой вопрос – в каких масштабах… А что касается многовекового уклада, то технический прогресс и цивилизация все равно сделали бы свое дело.

С точки зрения цивилизационного подхода, в каждой стране происходит свое поступательное развитие, представляющее собой непрерывные перемены. Это можно назвать эволюционным путем, эволюцией. Но различные сферы жизни государства и общества не могут развиваться одинаково равномерно. Любое общество рано или поздно пытается привести в соответствие развитие науки и техники с общественно-политическим устройством, государственное управление с законодательством и идеологией, культуру с религией – и тогда наступает эпоха перемен. Поэтому независимо от того, случится революция или нет, потрясения неизбежны.

К вопросу об общей культуре: в советские времена повсеместно в городской среде мы видели все эти «Слава КПСС!» и стандартных рабочих с крестьянками. Это было прямым отражением политического процесса и формировало культуру всего народа, когда были массово уничтожены носители дореволюционной культуры, произведения искусства, памятники архитектуры, просто уклад…

Да, все это было. Экономика и общественное устройство обеспечивают определенный уровень культуры. В советский период было уничтожено многое из того, что относилось к культуре господствовавших до революции классов. Но эти потери не остановили эволюционного развития ни в одной области. Мы не оригинальны. Нечто подобное творилось и в фашистской Германии, и в странах социалистического лагеря. И даже «столпы демократии» пережили «охоту на ведьм». В 1920 е – 1950 е годы у нас несколько миллионов кулацких, дворянских, купеческих детей не имели шансов поступить в вуз. А в Америке были свои изгои – негры, которым ни в парке сесть, ни в школе с белыми учиться было нельзя.

Но масштабы были все же не такие – там не сгинули целые классы и сословия, как у нас.

А кто знает, сколько талантливых людей погибло в Гражданской войне в Америке или сколько уничтожено представителей аристократии во Франции? А уничтожение целых народов Германией? Тем не менее и Америка, и Франция, и Германия сегодня – развитые государства.

Репрессии, эти родовые травмы социализма, еще долго будут нам аукаться, но в корне ничего не изменят. На Западе есть свои травмы и проблемы не хуже и не лучше, не тяжелее и не легче, чем наши, и там есть что восстанавливать. Проблемы другие, но они есть.

Но почему в этих странах не случилось таких катаклизмов и все-таки сохранились культура и традиционность во всем – а у нас как будто косой прошли?

Да, конечно, наша культура понесла огромный урон, но что это изменило в корне? Разве у нас ее нет? Разве нет известных всему миру поэтов, писателей, музыкантов, художников?.. Да, когда-то запрещали многое – определенные книги, музыку. Но все равно тот же джаз, рок, другие веяния проникли через все идеологические заслоны. И советская власть с ее мощной карательной системой не смогла остановить проникновение культуры с Запада.                                                                      

  Весь мир тянут за собой те, кто развивается стабильно

Потому я бы не стал драматизировать – не все выкосили. В мире российскую культуру и искусство знают и ценят.

Прекрасно понимаю, что сделали с нашей интеллигенцией. Но уверен, что эволюция рано или поздно свое берет. Если революция не помешает. Да, любая революция пытается искусственно, не имея ресурсов, перепрыгнуть на новый уровень развития – но так как ресурсы обычно в дефиците, революция неизбежно отбрасывает страну назад.

Да, получается нечто парадоксальное: при всем этом семидесятилетнем раскладе в России были созданы выдающиеся произведения искусства в самых разных его областях.

Знаете, здесь присутствует эффект «заживления раны». Этому способствует взаимопроникновение культур. Если ты затормозишь – эволюция все равно догонит. Прыгнешь вперед – отодвинет. И в итоге культура и общество все равно будут на том уровне, который соответствует экономическому и государственному развитию.

То есть получается – всеми переменами и культурными явлениями «рулит» эволюция?

В принципе – да. Стоит выдернуть какую-нибудь страну из изоляции, как она за несколько десятилетий догонит остальных. И сделает она это за счет других стран, в которых эволюционный процесс не прерывался. Вот, скажем, Япония в своем развитии сравнительно недавно отставала от цивилизованного мира на добрых 300 лет. Ну, и где сейчас Япония?.. Или взять Китай. Помню, еще в 80 х годах по телевизору в «Международной панораме» рассказывали о массовой нищете, голоде и карточной системе в Китае. Каких-то 30 лет назад он от нас очень сильно отставал во всех областях. И каков Китай сейчас? Он что, на собственных ресурсах поднялся? Нет: привлек капитал и технологии, провел реформы, пережил очередную эпоху перемен, но все равно догнал страны, которые развивались стабильно.

Или возьмите ту же китайскую «культурную революцию», когда разбивали скрипку о голову любого, у кого ее находили. А сейчас китайские скрипачи – лучшие в мире. Поднебесная стремительно догоняет и обгоняет весь остальной мир. И то, на что раньше уходило десятилетие, сейчас занимает годы. Китай не увеличил рождаемость гениев. Просто он использует «культурные ресурсы» всего мира.

В одном фильме я как-то услышала такую фразу: «Стабильность – это благо». А из нашей беседы выходит, что благо – перемены, а стабильность – это тормоз?

Почему – тормоз? Как раз-таки тянут весь мир за собой те, кто развивается стабильно. Это именно их все время догоняют революционеры, носители новой идеологии, разрушители старых традиций и устоев. Но ведь отсутствие или сдерживание перемен имеет не меньшее влияние на историю, политику, экономику – оно точно так же чревато последствиями.

Это вы к чему подводите?

толпа_в текстВот мы считаем, что перемены – это когда непременно что-то происходит. А ведь если посмотреть в корень, то один «маленький» взрыв самодельной бомбы – его даже с выстрелом «Авроры» не сравнить – вреда нанес гораздо больше, чем Октябрьская и Февральская революции вместе взятые. За 30 с лишним лет до всех этих потрясений, в 1881 году Александр II Освободитель подписал проект первой российской конституции. Это еще даже не конституция была, а только проект, но он был уже подписан царем и рассматривался для введения. А через два часа после подписания народовольцы взорвали царя как узурпатора и душителя прогресса. В результате принятие конституции отложилось навсегда. Остался бы тогда жив Александр II, появилась бы конституция – и не нужна была бы революция, все пошло бы другим путем. И вот вопрос: это была новая эпоха? Безусловно да. Кто-то ее заметил? Вряд ли. Перемены так и не наступили.

Как бы мы развивались, если бы того взрыва не было? Где были бы наша культура, наша наука, если бы приняли конституцию? Но – история не знает сослагательного наклонения…

Существует ли какая-то граница, мера, после которой перемены носят разрушительный характер?

Однозначно. Вот, например, человечество полностью лишилось культур майя, ацтеков, шумеров. Культура американских индейцев – где она?.. В России уничтожены целые сословия, которые исчезли вместе со столетиями наработанным культурным, национальным, религиозным багажом. И это все, безусловно, невосполнимые потери.

В контексте главной темы номера не могу не упомянуть о тех событиях и переменах, что вершатся прямо сейчас и так или иначе касаются каждого россиянина. Я говорю об Украине. Мало того что к исторически не подвергавшимся сомнению дружбе и родству с братским народом большинство стало относиться, мягко говоря, иначе – само российское общество раскололось внутри себя. К каким последствиям ведет это все? Проще говоря – куда мы катимся?

Я вас, наверное, удивлю или разочарую, но, вообще, так было всегда. То есть на самом деле никакого единения никогда не было – я имею в виду единение русского народа с украинским. Это невозможно – хотя бы потому, что «единый народ» может существовать только как лозунг или номинально и только в тоталитарной системе с единой «руководящей и направляющей» партией. В любом – украинском, русском, французском – обществе есть группы интересов, которые конкурируют между собой. Чем выше уровень развития демократии, тем больше этих групп и тем больше возможностей отстаивать свои интересы: аграрии хотят, чтобы трактора были дешевые, а рабочим выгодно, когда они дорогие. А вот мяса рабочие хотят дешевого, а крестьянам выгодно подороже его продать. Учителю нужна мощная государственная налоговая система, собирающая в бюджет столько денег, чтобы учителю было вдоволь. А предприниматели, с которых дерут эти самые средства, хотят снижения налоговой нагрузки. Куда тратить государственные средства – пенсионеры и молодежь видят по-разному. И все эти группы суть друг другу антагонисты, и все могут бороться за свои интересы. Вот в этом праве на борьбу и возможностях отстаивать свою позицию и есть смысл демократии.

Раскол общества по «украинскому вопросу», конечно, явление неприятное. Но сам факт того, что в обществе много разных взглядов на кризисную ситуацию, уже позитивный момент. Разве было бы лучше, если бы мы думали «все-как-один» и браво маршировали стройными колоннами с портретами очередного «отца всех народов» или «великого кормчего»?

Потребность в сослагательном наклонении говорит о том, что мы недовольны своим прошлым

То, что происходит сейчас, – неумелое распутывание клубка противоречий, которым не одно столетие. Конечно, такие жертвы и разрушения ничем нельзя оправдать. Накал страстей кажется запредельным. Но я уверен, что заживление ран неизбежно. Благодаря Интернету и свободе передвижения общество сейчас настолько открыто, что если раньше это отодвинуло бы людей друг от друга на десятилетия, то сейчас в худшем случае отодвинет на несколько лет, не больше. Мы же сегодня немцев не считаем врагами – хотя еще живы те, кто прошел и пережил войну. В истории России было множество отделений – после революции стали независимыми Польша и Финляндия. И с теми, и с другими мы воевали, а сегодня об этом молодежь даже не знает. Мы пережили распад СССР. А в Европе – свой «парад суверенитетов»: в Италии – Южный Тироль и Венеция, в Испании – Каталония, а референдум об отделении Шотландии от Великобритании стал огромным стрессом для всего континента. Так что наши соседи далеко не оригинальны. Вот только цена…

Думаю, с Украиной восстановление отношений пройдет за несколько лет – и мы забудем сегодняшние разногласия. Клубок противоречий удастся распутать. Хотя жить в единой «коммунальной квартире» и по команде радоваться этому мы уже точно не будем. Может, оно и к лучшему?..

Вас слушаешь и приходишь к выводу, что все перемены – во благо…

Получается так. Общество – как живой организм: восстанавливается, что бы ни случилось. И человек все равно остается человеком.


люди_эксперемент_в текст

 

Текст и фотография: Элла Лацис

Иллюстрации: www.depositphotos.com