Дочь Пушкина, супруга принца

Автор: Evgeniya. Отправленный Женщины эпохи

 
Иван Макаров. Портрет Натальи Александровны Пушкиной. 1849.   
На этом портрете Наталье — 13 лет.
 
Мы уже рассказывали о судьбе старшей дочери Александра Сергеевича Пушкина, Марии Гартунг. А этот рассказ — о том, как сложилась жизнь младшей дочери поэта, Натальи.
 
27 мая 1836 года Александр Пушкин написал в письме Павлу Нащокину: 
«Любезный мой Павел Воинович, я приехал к себе на дачу 23-го в полночь и на пороге узнал, что Наталья Николаевна благополучно родила дочь Наталью за несколько часов до моего приезда... на другой день я ее поздравил и отдал вместо червонца твое ожерелье, от которого она в восхищении. Дай бог не сглазить, все идет хорошо...»
Когда поэт умер после смертельного ранения на дуэли, Наташе было восемь месяцев, поэтому отца она не помнила. Однако, по воспоминаниям современников, она в большей, чем другие дети, степени унаследовала его характер — пылкий и своевольный. Внешность же ее была удивительным сочетанием внешности родителей: неправильностью черт она напоминала отца, однако красота ее восхищала не меньше, чем легендарная красота матери. 
 «Дочь поэта Пушкина, высокого роста, чрезвычайно стройная, с великолепными плечами и замечательною белизною лица, сияла каким-то ослепительным блеском. Несмотря на малоправильные черты лица, напоминавшего африканский тип её знаменитого отца, она могла называться совершенною красавицей. И если прибавить к этой красоте ум и любезность, то можно легко представить, как Наталия Александровна была окружена на великосветских балах и как около неё увивалась вся щегольская молодёжь в Петербурге», — писал известный романист М.Н. Загоскин.
 
Неудачный брак 
 
В юности Наташа влюбилась в Николая Орлова, сына главы Третьего отделения граф А. Ф. Орлова (преемника Бенкендорфа). Молодой человек также без памяти был влюблен и уже собирался просить ее руки, однако его могущественный отец был категорически против родства с «дочерью какого-то сочинителя, убитого на дуэли» и под благовидным предлогом отослал сына из России. 
 
 
Рисунок Н.П. Ланского
 
Своенравная Наталья поступила неожиданно — она быстро нашла себе нового избранника. Им стал Михаил Дубельт, сын начальника штаба корпуса жандармов генерала Дубельта, подчинённого... отца Николая Орлова. Родные Наталья были далеко не в восторге от такого выбора — Михаил слыл повесой и картежником, — но отговорить Наталью не смогли. В 16 лет она вышла замуж. И чуда не произошло. Михаил очень быстро проиграл приданое — 28 тысяч серебром, с женой был груб, бешено ревновал ее, скандалил и даже бил. Случалось, что даже летом госпожа Дубельт выходила из дома в закрытом платье с длинными рукавами и под темной густой вуалью.
 
 
Фото Г. Штейнберга. 1850-е гг.
 
Тем не менее, Наталья родила троих прекрасных детей, она содержала один из лучших домов в столице и блистала на балах и раутах. Вскоре слухи о бесчинствах ее мужа дошли до императора Александра II и генерал был отстранен от должности и отправлен в бессрочный отпуск. В 1862 году Наталья с детьми поселилась в Словакии, у тетушки, которая была замужем за австрийским бароном. А получив от мужа заявление о грядущем разводе, она оставила детей на попечение родных и отправилась путешествовать по Европе.
 
 
Фотоателье Г. Штейнберга. Портрет Н.А. Пушкиной (Дубельт). Санкт-Петербург. 1860-е.
 
Почти принцесса
 
В Германии Наталья встретилась с принцем Николаем Вильгельмом Нассауским. Они уже были знакомы — в 1855 году принц приезжал в Россию на коронацию Александра II. Тогда он был покорен 18-летней Натальей, и встреча через 10 лет показала, что его чувства не утихли. Вскоре принц попросил ее руки. Руки разведенной женщины с тремя детьми, к тому же не знатного рода и иностранки. 1 июля 1867 года в Лондоне они обвенчались. 
 
Ради своей любви принц отказался от прав на престол. Муж выхлопотал для супруги титул графини Меренберг — по названию крепости, являющейся родовым владением принцев Нассау, и они поселились в Висбадене.
Новый брак Натальи, в отличие от первого, был долгим и счастливым. Принц обожал свою жену! Она родила ему сына и двух дочерей. Дворец, где они жили с принцем, её стараниями был превращён в музей. Хозяйку окружала атмосфера любви и почитания. В их дом были вхожи литераторы и музыканты, в галерее собрана богатая коллекция редких картин, садовые цветы знали прикосновение её рук. Она много читала почти на всех европейских языках, путешествовала, была отличной наездницей.
 
 
Принц Николай-Вильгельм Нассауский с женой Натальей Александровной Пушкиной-Дубельт, графиней Меренберг, 1880-е годы, Висбаден, фотограф Фриц Борнтрегер
 
Письма Пушкина
 
Через несколько лет Наталья задумала опубликовать письма Пушкина к Гончаровой. Ей хотелось донести слог своего отца до других поколений. За помощью она обратилась к Ивану Сергеевичу Тургеневу. «Это один из почётнейших фактов моей литературной карьеры, — писал Тургенев. — В этих письмах так и бьёт струёй светлый и мужественный ум Пушкина, поражает прямота и верность его взглядов, меткость и невольная красивость выражения. Писанные со всей откровенностью семейных отношений, без поправок, оговорок и утаек, они тем яснее передают нам нравственный облик поэта». Иван Сергеевич искренне и сердечно благодарил графиню Меренберг за поступок, на «который она, конечно, решилась не без некоторого колебания», и выразил надежду, что «ту же благодарность почувствует и окажет ей общественное мнение».
 
Однако идея эта показалась удачной не всем. Когда в первых номерах «Вестника Европы» за 1878 год были опубликованы эти письма, на дочь поэта обрушилась целая волна общественного негодования. А братья Натальи, Александр и Григорий, даже хотели вызвать Тургенева на дуэль за оскорбление чести семьи. 
 
В конечном итоге скандал утих. Наталья Александровна прожила долгую и яркую жизнь, до конца которой она не теряла интереса к России, а своих детей выучила русском языку.
 
 
Н. А. Пушкина-Меренберг умерла в Каннах 10 марта 1913 года. Похоронить ее, морганатическую супругу, рядом с мужем не могли, поэтому Наталья завещала рассыпать свой прах на могиле Николая Нассауского в Висбадене.
 
Английская ветвь потомков Пушкина
 
Людей, знакомых с биографией потомков Пушкина, удивляет тот факт, что мужем Софии Меренберг, одной из дочерей Натальи, стал Михаил Михайлович Романов — внук Николая I, ведь, как считают многие, император публично унижал поэта и даже, будучи влюбленным в его жену, был косвенно повинен в его смерти.
 
 
София Меренберг, графиня де Торби, и Великий князь Михаил Михайлович Романо­в
на коронации Эдуарда VII, 1902 год 
 
Брак Михаила и Софии не был признан в России. Император Александр III так возмутился своеволием кузена, что воспретил ему приезжать на отчизну, вычеркнул из списков семьи, лишил содержания и уволил со службы. В 1908 году Великий князь Михаил Михайлович опубликовал в Лондоне автобиографический роман «Never say Die», посвященный своей жене, где как раз и осудил те правила, по которым «не может жениться по любви ни один король».
 
Михаил и Софья с детьми
 
Другая дочь, графиня Александрина Меренберг, в замужестве жила в Аргентине. В 1940-е гг. она переслала своим родственникам в Европу пакет с рукописью, которая оказалась романом, написанным Натальей Пушкиной, графиней фон Меренберг, на основе событий собственной жизни. В начале 2000-х рукопись попалась на глаза правнучке Натальи, Клотильде фон Ринтелен, и в 2004-м году книга «Вера Петровна. Петербургский роман» была опубликована.
 
Интересно, что внуки, правнуки и праправнуки Пушкина породнились не только с родом Романовых, но и с английской правящей династией Виндзор. Одна из дочерей великого князя Михаила Михайловича и Софи де Торби, Надежда, выйдя замуж за маркиза Милфорда Хэвена, связала свою судьбу с английским королевским домом. Графиня Нада частично взяла на себя заботы по воспитанию принца Филиппа Греческого, будущего мужа королевы Великобритании Елизаветы II. Он был племянником её мужа и принял английское подданство после свержения монархии в Греции. Принц Филипп обычно проводил у дяди воскресные дни.
 

Надежда и ее муж Джорж Маунтбаттен, будущий маркиз Милфорд Хэвен

 
 
Натали Гросвенор, герцогиня Вестминстерская
 
Подсчитать же количество живущих сегодня в Великобритании потомков Пушкина могут, наверное, только очень упорные пушкиноведы, и большинство из них принадлежат к самым богатым и именитым английским семьям. Отметим только, что пра-пра-правнучка Александра Сергеевича, герцогиня Вестминстерская Натали — крестная мать нынешнего принца Уэльского, Уильяма, внука царствующей королевы Елизаветы Второй.
 
 
 
По материалам:
http://izbrannoe.com/news/lyudi/doch-pushkina-supruga-printsa/