Печать

Начало и Возвышение Москвы.

Самый ранний период истории Москвы, от первого упоминания о Москве в Ипатьевской летописи до начала правления Василия Дмитриевича, сына Дмитрия Ивановича Донского – древнейший этап в истории Москвы, включающий эпоху феодальной раздробленности Руси.

Информация о периоде
Москва прошла трудный путь, пережила много потрясений. Занимая выгодное стратегическое положение, Москва была объектом княжеских междоусобных войн, нападения иноземных завоевателей. Каждое событие оказывало влияние на все сферы жизни города, который постепенно становится политическим, культурным и церковным центром, городом с развитыми ремеслами и торговлей.
В XII-XIII вв. Москва была крепостью Владимиро-Суздальского княжества, прикрывавшая его юго-западные границы. Укрепления Москвы просуществовали до Батыева нашествия, когда Москва была разграблена и сожжена (1238 г.).
 
Достаточно быстро Москва отстроилась заново и во второй половине XIII в. стала центром самостоятельного удельного Московского княжества. Сын Александра Невского Даниил Александрович стал основателем династии московских князей. Успешно восстановленный город привлекает внимание многих своим выгодным расположением на пересечении торговых путей, богатством земель, защищённостью от врагов, дальновидной политикой Московских князей. Москва стала крупным торговым центром. Развитие ремесла и торговли способствовало росту населения.
 
Москва сыграла важную роль в объединении Руси, став в XIV в. центром объединения русских земель. При Иване Калите митрополит Пётр переносит резиденцию митрополитов Русской православной церкви из Владимира в Москву, и Москва становится духовным центром Руси. Масштабное каменное строительство начинается во время правления Ивана Калиты. В короткий срок возводятся каменные храмы, формировавшие архитектурный ансамбль Кремля, а сам Кремль был укреплён мощными дубовыми стенами.
 
После смерти Ивана Калиты усиливается соперничество Москвы с Тверским княжеством, возрастает угроза нападения Литвы. Москве необходимы были более мощные укрепления. А после пожара 1365 г., в результате которого пострадал Кремль, князь Дмитрий Иванович (Донской), внук Ивана Калиты, принимает решение о строительстве новых белокаменных стен и башен Кремля, возведенных за очень короткий срок (1367-1368 гг.). Белокаменный Кремль стал первой каменной крепостью на северо-востоке Руси. Победа русского войска (ядром которого было московское ополчение), возглавляемого Дмитрием Ивановичем на Куликовом поле, ускорила процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Мощь Московского княжества и Москвы возрастает.
 
На протяжении XII-XIV вв. изменился статус Москвы: небольшая крепость становится столицей самостоятельного Московского княжества, центром объединения русских земель в борьбе за независимость.
 
Территория и география Москвы
Москва – один из древнейших городов нашей страны. Первое летописное упоминание о Москве относится к XII веку, именно от этой даты начинается летоисчисление города. В Ипатьевской летописи есть запись о том, что суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий в 1147 году пригласил своего союзника, северского князя Святослава Ольговича на пир в свою княжескую усадьбу: «Приди ко мне, брате, в Москову!» В середине XII в. на юго-западе Владимиро-Суздальского княжества на высоком Боровицком холме (30-35 м над уровнем реки) расположился город Москва с небольшим ремесленно-торговым посадом площадью около 1,5 га земли.
 
Второй раз Москва упоминается в Тверской летописи, где повествуется о том, что в 1156 году «князь Великий Юрий Владимирович заложил град Москву в устье реки Неглинной и выше реки Яузы». Юрий Долгорукий начал строительство деревянных крепостных укреплений, которые впоследствии стали основой Кремля. Крепость была окружена рвом и валом, имела треугольную форму и занимала третью часть современного Кремля.
 
Во время нашествия Батыя в 1237-1238 гг. Москва была сожжена и разорена, но достаточно быстро отстроилась заново, расширив свои владения. Москва продолжала расти при князе Дмитрии Ивановиче Донском. Белокаменный Кремль, построенный при нём, занимал практически земли современного Кремля, длина стен достигала почти 2 км.
 
Окончательный рост территории Кремля завершается в XV в. в период правления Ивана III Великого.
 
Москва занимала выгодное географическое положение. Город Москва расположился на пересечении речных и сухопутных путей, которые связывали её с дальними и ближними территориями, что способствовало развитию торгового обмена и быстрому заселению Москвы и её пригорода.
 
Территория, на которой строилась Москва, была привлекательна для заселения. Реку Москва окружали леса, в которых водилась дичь и дикие животные, которые служили источником пропитания. В реке было много рыбы.
 
Хвойные и широколиственные леса и болота, окружавшие Москву, являлись естественными преградами для вражеских вторжений и создавали благоприятные условия для притока населения и развитию хозяйства и культуры города.
 
Схема развития крепости Москвы 1156-1367 гг.
 
 
 
I - кромка кремлевского холма
 
II - контур крепости и ров 1156 г.
 
III - контур крепости и ров 1339-1340 гг.
 
 
IV - стены и башни кремля 1366-1367 гг.
 
 
Сельское хозяйство
Основная часть населения Москвы, начиная с основания города, помимо ремесла и торговли вынуждена была заниматься сельским хозяйством, так как находились в постоянной зависимости от результатов ремесленного производства, продажи продукции, от подвоза продовольствия в город, что создавало состояние нестабильности, неуверенности в завтрашнем дне. Эти занятия носили характер подсобного хозяйства.
 
         Москвичи имели земельные участки за пределами города, где занимались хлебопашеством, огородничеством, садоводством, скотоводством. Хлебопашество сокращалось по мере развития Москвы, и рожь, пшеницу, ячмень стали привозить в Москву из окрестных земель.
 
         Чтобы обеспечить семью мясом и молоком и иметь тягловую силу и транспорт, москвичи в своём подсобном хозяйстве держали мелкий и крупный рогатый скот, а также домашнюю птицу (кур, уток, гусей). Для содержания коров, лошадей, коз, овец и свиней в Москве выделялись специальные земли для выгона скота.        
 
         Москвичи старались снабдить свои семьи необходимыми дешевыми продуктами питания, поэтому вынуждены были заниматься огородничеством. Очень долгое время в Древней Руси огороды не были отделены от садов, а овощами назывались не только овощами, но и фрукты. В своих садах - огородах москвичи выращивали капусту, горох, репу, свёклу, яблони, вишни.
 
         Хорошим подспорьем в жизни москвичей являлись охота и рыболовство.
 
         Сельскохозяйственные занятия являлись хорошей подмогой москвичам.
 
 
Промышленность
О развитии ремесла в Москве в XII-XIII вв. в письменных источниках сохранилось немного сведений. Известно, что уже в XII в. крепостные стены Москвы окружал посад. Дворы ремесленников находились на Боровицком холме и на Подоле.
 
Найденные археологами домницы сыродутного горна свидетельствуют о том, что в Москве развивалось железоделательное ремесло. Кузнецы изготовляли оружие, предметы домашнего обихода, а также женские украшения. О существовании гончарного ремесла свидетельствует найденная керамическая посуда, детские игрушки из глины в виде лошадок, медведей, птичек - свистулек. Обнаруженные археологами гребешки, шахматы, пуговицы и другие изделия из дерева и камня, говорят о том, что в Москве уже в это время ремесленники занимались резьбой по дереву и кости. Московские ремесленники могли выделывать кожи, изготовлять из них обувь и другие изделия.
 
Уже в XIV в. большинство московского населения составляли ремесленники. Начиная с XIV в. усиливается разделение труда (от литейного ремесла отделяется ювелирное, от кожевенного – сапожное ремесло), появляются новые специальности ювелиров, сапожников. Ювелиры изготовляли не только украшения, но и оклады к иконам и церковным книгам. В Москве, как церковном центре, развивается книжное дело. В монастырях не только переписывались книги, но и переплетались ремесленными мастерами в деревянные, обтянутые кожей переплёты, которые были украшены миниатюрами и заставками. Иконное дело также развивалось в Москве, поскольку иконы пользовались большим спросом. В монастырских мастерских мастера создавали иконы как для бедных, так и для богатых людей.
 
Производство поясов также становится самостоятельной специальностью. Такие пояса стоили очень дорого, так как расшивались золотом и украшались драгоценными камнями.
 
Оружейных дел мастера изготовляли кольчуги, щиты, шлемы, которые пользовались большим спросом не только у москвичей.
 
Строительство церквей, колоколен требовало производство колоколов, которые отливали московские литейщики.
 
В XIV в. Москва, столица Московского великого княжества – одного из сильнейших княжеств Северо-Восточной Руси, становится крупным ремесленным центром. 
 
Торговля и сфера услуг
Развитию торговли в Москве способствовало выгодное географическое положение города, находящегося на пересечении торговых путей как с древнерусскими городами, так и с другими странами. Москва-река вместе с Волоком на реке Ламе соединяла Верхнюю Волгу с рекой Окой; через Москву поперечный путь проходил через Запада на Восток, так как Яуза, приток Москвы-реки, почти вплотную подходил к Клязьме; по Лопасне, притоку Оки, через Москву проходила дорога с киевского и черниговского юга на Переяславль-Залесский и Ростов.
 
 Уже в середине XII в. к московской деревянной крепости на Боровицком холме примыкал посад, заселённый не только ремесленниками, но и торговым людом. Москва являлась перевалочным пунктом на торговых дорогах Древнерусского государства. В Москве была организована местная торговля. На городском торге сбывалась продукция городских ремесленников, крупных боярских и монастырских хозяйств. Московский торг занимал центральное положение на городском посаде. Население Москвы удовлетворяло свой спрос на продовольственные товары не только за счёт своего хозяйства, но и на торге, особенно в неурожайные годы. На московском торге продавалось зерно, овощи, домашняя птица, овцы, коровы, лошади, а также сбывались и такие продукты промыслового хозяйства, как мёд, рыба, дичь, воск и т.д.
 
Московский торговый люд поддерживал торговые связи с Волжской Булгарией, которая продавала медь, с Кавказа привозили самшит, с Сурожа (Крым) привозили вино и пряности.
 
Батыево нашествие и установившаяся система зависимости русских земель от ордынских ханов серьезно подорвали внешнеторговые связи северо-восточных русских земель, в частности и Москвы. Во внешней торговле основное значение стал играть путь по Волге в Золотую Орду и далее в Страны Востока. Главное значение во внешней торговле приобрел теперь путь по Волге в Орду и через нее - в страны Востока. Торговые связи Москвы с Золотой Ордой в XIV–XV вв. были очень оживленными.
 
Процесс возвышения Москвы и превращения её в центр Северо-Восточных земель привёл к расширению внутренней и внешней торговли. В Москву из её окрестностей и других городов везли не только хлеб, скот, мёд и воск, но и соль, пушнину, лес, которые пользовались большим спросом как на Западе, так и на Востоке. В страны Востока из Москвы вывозились мед, воск, меха, кожи, оттуда поступали шёлковые ткани, пряности, оружие, предметы роскоши, пригоняли табуны коней на продажу. С Запада в основном ввозилось сукно, цветные металлы.
 
Сфера услуг в это время в Москве ещё не была развита. Москвичи сами строили и ремонтировали себе дома, стирали бельё, шили и чинили одежду, стриглись, брились, сами себя развлекали по праздникам и в будни, так как в XII-XIV вв. ещё не было специальных фирм, оказывающих услуги.
 
Москва быстро росла и укреплялась, что привело к дальнейшему расширению торговли.
 
Социальная структура и занятость
Территория Москвы уже к X в. была заселена славянскими племенами вятичей. Годом основания Москвы считается 1147 г. Малочисленные исторические источники свидетельствуют о том, что в XII - XIV вв. Москва состояла из нескольких частей: укрепленной части города (детинца, кремля), посада и торга. Изначально в крепости жили наместники Великого князя владимирского со своей дружиной, так как Москва входила в состав Владимиро–Суздальского княжества, в посаде – ремесленники и торговый люд. По мере развития и расширения города претерпевает изменение и социальная структура.
 
В 70-ых годах XIII в. Москва выделилась как самостоятельное княжество Превращение Москвы в XIII в. в столицу самостоятельного княжества и начавшийся в XIV в. процесс возвышения приводят к увеличению населения Москвы. Сельское и городское население, спасаясь от ордынских набегов, переселяется в безопасное Московское княжество и в Москву. К концу XIV в. - началу XV в. население Москвы составляет уже 30-40 тысяч.
 
В укрепленной части города, в Кремле, жил теперь не только Московский князь со своей дружиной, но и приглашенные на жительство бояре со своими семьями, челядью и слугами, а также конюхи, сокольники, ловчие, ремесленные мастера, огородники, садовники, обслуживающие княжеское хозяйство.
 
С превращением Москвы в церковный православный центр, в городе стали жить представители духовенства. Митрополит Феогност (грек по происхождению), переехавший в Москву в 1328 г., в своей свите привёз представителей греческого духовенства, которые стали жить в Москве. Система зависимости русских земель от ордынских ханов привела в Москву тюрков. Таким образом расширился национальный состав населения Москвы.
 
В XIV в. Москва становится крупным торговым и ремесленным центром, что приводит к росту посадского населения – ремесленников и торгового люда (купцов). 
 
Социальные конфликты
Исторические источники содержат мало сведений о социальных конфликтах в Москве XII-XIV вв. Летописи, освещая более глобальные события, происходящие в Москве, лишь вскользь упоминают о некоторых социальных конфликтах на территории Москвы в данный период времени.
 
Так, в 1356 г. в Москве начался мятеж, причиной которого стало убийство московского тысяцкого Алексея Хвостова. В XIV в. должность тысяцкого в Москве передавалась по наследству и попеременно находилась в руках бояр из двух знатных родов - Вельяминовых и Хвостовых, которые боролись за эту должность, так как в ведении тысяцких находилось городское население.  Поэтому убийство Алексея Хвостова затронуло интересы московского городского населения. В результате мятежа, поднятого в Москве городским населением, многие бояре вынуждены были бежать в Рязань.
 
Крупное восстание в Москве произошло в 1382 году. Хан Тохтамыш, стремился восстановить господство Золотой Орды после победы русских воинов на Куликовом поле и предпринял поход на Русь. Войско Тохтамыша приближалось к Москве. Дмитрий Донской спешно уезжает в Кострому собирать ополчение для отпора врагу. В это трудное время из Москвы бегут многие бояре.
 
Московские горожане берут инициативу в свои руки, собирают вече, организуют оборону города, запрещают покидать город. Бояр, убегающих из Москвы, забрасывают камнями с городских ворот. В некоторых сказаниях говорится о разграблении боярского имущества.
 
Штурм Москвы войском Тохтамыша 23 августа 1382 г. был отбит москвичами. Но из-за вероломства суздальско-нижегородских князей, войско хана Тохтамыша проникло в город и учинило погром. Москва была разрушена.
 
Мятеж 1382 г. некоторые историки оценивают, как попытку московских горожан восстановить вечевые порядки.
 
Быт и досуг
Каждый древний и средневековый город Руси отличался своей самобытностью. Быт жителей Москвы XII-XIV вв. был своеобразен.
 
Свои жилища москвичи строили из дерева. Жилища ремесленника XII-XIV вв. представляли собой бревенчатую, рубленную избу с глинобитной печью, которая отапливала помещение и служила для приготовления пищи. В избах труб не было, топили «по - чёрному». Москвичи для строительства в основном использовали дуб, ель, сосну. Двери в избах крепились на металлических петлях и запирались на замок. Окна не застеклялись, были затянуты слюдой или бычьим пузырём. К избе примыкали хозяйственные постройки, сады и огороды. Каждая усадьба была огорожена частоколом.
 
Дома знатных и богатых москвичей – хоромы были в несколько этажей. Первый этаж (подклет) был нежилым, служил для хозяйственных нужд. На втором этаже находились жилые помещения, в том числе и для парадных приёмов и пиров. На третьем этаже располагались терема и светлицы.
 
Большая часть населения города занималась ремеслом и торговлей, но для того, чтобы прокормить свою семью, обеспечить её более дешевыми продуктами, а также сделать запасы на зиму, вынуждена была одновременно заниматься сельскохозяйственным трудом. На огородах в основном выращивали капусту, горох и свёклу. В подсобном хозяйстве разводили домашнюю птицу и скот. Занятие рыболовством было хорошим подспорьем в хозяйстве. Женщины в основном изготовляли одежду из льна и шерсти для своей семьи в домашних условиях.
 
В Москве костюм и женщин, и мужчин состоял из нательной нижней рубахи, сшитой из лёгкого материала, на которую одевалась верхняя расшитая рубаха с узкими рукавами, изготовленная из плотного материала. На рубахи одевалась длинная распашная свита, которая часто украшалась вышивкой. С XIV в. мужчины на рубахи стали одевать сарафан, а женщины летник. Мужчины носили ноговицы – узкие штаны без карманов с поясом, которые заправляли в сапоги. В холодное время года одевалась шуба - верхняя меховая одежда. Простые горожане носили шубы из овечьего, заячьего или козьего меха. Шубы зажиточных горожан шились из более дорогих мехов, которые были покрыты красивым сукном.
 
Москвичи носили кожаную обувь – сапоги, туфли, подошва обуви была симметричной на обе ноги. Богатые горожане носили обувь из кожи лучшей выделки, она отличалась дорогой отделкой и ярким цветом.
 
Мужчины летом носили тафьи – круглые шапочки, закрывавшие макушку, а зимой – меховые треухи. Женским головным убором являлись повои и кички.
 
Основной пищей простых москвичей был хлеб, каши и щи. В постные дни употребляли только растительную пищу. Мясо и молоко на столе было не каждый день. Запасы пищи москвичи хранили в подклетах домов. Посуда была деревянной и глиняной, лишь богатые москвичи пользовались медной и оловянной посудой.
 
Основным видом передвижения в летнее время были телеги, а в зимнее время использовали сани.
 
Военная инфраструктура
Московский Кремль XII-XIV вв. выполнял оборонительные функции, пройдя в своем развитии долгий путь - от небольшого деревянного укрепления до мощной каменной крепости.
 
Первая крепость была построена в 1156 г. по распоряжению князя Юрия Долгорукова на крутом Боровицком холме при слиянии двух рек. Выбор места для строительства крепости был не случаен: с южной стороны река Москва, а с северной и северо-западной – река Неглинная были естественной преградой и защищали город от нападения многочисленных врагов. С северо-востока крепость была наиболее уязвима для вторжений, поэтому эта часть крепости была защищена глубоким и широким рвом. Так в XII в. была основана Москва, которая представляла собой деревянно-земляное укрепление, защищавшее юго-западные границы Владимиро – Суздальского княжества.
 
Крепостные укрепления Москвы не раз страдали от пожаров и отстраивалась заново. После пожара 1337 г. уничтожившего укрепления, в 1339 г. Иван Калита закладывает новый город с дубовыми укреплениями. Стены крепости строили из бревенчатых срубов, имевших вид клеток, заполненных землёй и камнями. Стены строились широкими, чтобы на них могли размещаться защитники крепости. При возведении стен учитывались многие нюансы. Толщина стен варьировалась от 2 до 6 м. в зависимости от степени опасности направления. Участки стен замыкались башнями, которые строились по аналогии со стенами, причём верхняя часть башен нависала над нижней. В полу верхней части делались прорези, откуда можно было вести навесной бой. Кремль Ивана Калиты, как и крепости XII-XIII вв. был защищён реками Москвой и Неглинной. Кремль Ивана Калиты сгорел во время пожара засушливого лета 1365 года.
 
Князь Дмитрий Иванович (Донской) принимает решение о строительстве нового Московского Кремля из камня. Это решение было продиктовано неизбежностью борьбы за независимость русских земель от ордынских ханов и борьбой с Литовским княжеством. За очень короткий срок в 1367 г. Дмитрий Донской строит новый Кремль. Новые толстые стены, выстроенные из белого камня, завершались каменными зубцами и бойницами. В местах, где отсутствовала естественная защита, были сооружены широкие и глубокие рвы с мостами к проездным башням, которые имели деревянную кровлю в виде шатров и зубчатый верх. Три из них были проездными. Это свидетельствовало о том, что князь рассчитывал не только на оборонительные бои, но и на нанесение контрудара из крепости.
 
Во второй половине XIV века Москва укрепляла свои дальние подступы. С этой целью возводятся монастыри-крепости к северу и югу от Москвы, образовавшие кольцо вспомогательной защиты (около 1360 г. на берегу р. Яузы у Владимировской дороги основывается Андроников монастырь, а к юго-западу от Кремля – Зачатьевский монастырь, в 1379 г. между дорогами на Коломну и Серпухов – Симонов монастырь, чуть позже на севере – между Дмитровской и Ярославской дорогами – Петровский, Рождественский и Сретенский монастыри.
 
Новый белокаменный Кремль более ста лет охранял подступы к Москве, не однажды выдерживая осаду врагов.
 
Статус и символика
Впервые Москва упоминается в летописях под 1147 годом. Но археологические раскопки указывают на то, что до этого времени на территории будущей Москвы уже находилось поселение, принадлежащее боярину Кучке, но они не были объединены в один город и не имели крепостных стен. Географическое положение этих поселений подходило для основания приграничного укрепленного пункта. Именно поэтому, в 1156 г. Юрий Долгорукий, как сообщает Тверская летопись, на этом месте приказывает построить «мал деревян город в устье Неглинны…» на пересечении границ Новгородского, Рязанского, Северского, Смоленского и Суздальского княжеств. К этому времени это был небольшой приграничный пункт Владимиро-Суздальской земли.
 
Москва до середины XIII в. управлялась наместниками Владимиро-Суздальского великого князя, и лишь в период правления Даниила Александровича город Москва становится центром самостоятельного удельного княжества. Даниил Александрович стал основателем династии московских князей.
 
В ходе борьбы с системой зависимости русских земель от ордынских ханов, Москва становится основной силой в борьбе за независимость. Переезд в 1326 г. митрополита, главы русской православной церкви, в Москву из Владимира способствовало приобретению Москвой статуса православного центра Руси. Победа собранных под стягом Дмитрия Донского русских воинов на Куликовом поле (1380 г.) укрепила позиции Московского княжества и Москвы на Руси как центра объединения русских земель.
 
 
Органы управления
Москва впервые упоминается в Ипатьевской летописи под 1147 годом. На протяжении нескольких десятилетий Москва входила в состав Великого княжения Владимирского, а во владимирской дружине москвичи представляли свой отряд во главе с воеводой. Уже к началу XIII в. владимирские князья в Москве собирают свои войска, что свидетельствует о том, что Москва стала центром самостоятельной волости. (Термин «волость» мог обозначать как владения владимирского князя, так и самостоятельную часть княжества).
 
Древние летописи свидетельствуют о том, что формой правления княжеством была система полюдья. Князь со своей дружиной объезжал свою территорию, собирал в заранее определённых пунктах (станах) дань и чинил правосудие.
 
В период правления младшего сына Александра Невского Данииле Александровиче (1263-1303 гг.) Москва становится центром самостоятельного княжества. После смерти родоначальника династии московских князей Даниила Александровича складывается система третного управления Москвой, которая просуществовала вплоть до XVI в. В основе третного управления лежал обычай совместной родовой собственности московских князей. После смерти Даниила Александровича Москва не стала личным владением одного из его сыновей, поскольку Даниил Александрович разделил Москву между пятью сыновьями, которые стали князьями-совладельцами города. После смерти четырех сыновей Даниила Александровича все части города находились под властью второго сына Даниила Александровича – Ивана Данииловича Калиты, который в свою очередь разделил Москву по числу своих сыновей на три части.
 
Иван Даниилович Калита в своём завещании писал: «Приказываю сыном своим очину свою Москву» (Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв. М.; Л., 1950. №1. С.7). Таким образом, Москва была поделена между сыновьями Ивана Калиты, каждому из которых досталась одна треть города.
 
Система третного управления не предполагала окончательного раздела города, так как выполнение отдельных функций по управлению было наиболее эффективно совместно всеми князьями - совладельцами, например, оборона города, содержание городских укреплений, сбор торговых пошлин, сбор ордынской дани. Сбором и перевозкой ордынской дани занимался особый штат людей, который выполнял общие функции. Числяки принимали и доставляли дань в Москву, а ордынцы отвозили её в Золотую Орду. Выполнение данной функции отдельно каждым князем - совладельцем было нецелесообразно. Князья - совладельцы в коллективном владении имели пастбища для выпаса коней, места для охоты, а также конюхов, сокольников, ловчих, которые их обслуживали. В коллективном владении находились и категории населения Москвы, которые обслуживали княжеское хозяйство (ремесленные мастера, огородники, садовники и т.д.). Все эти обстоятельства препятствовали окончательному разделу Москвы между князьями.
 
В управлении Москвой большую роль играл тысяцкий, который изначально руководил городским ополчением в военное время – «тысячей». В мирное время тысяцкому вменялось в обязанность следить за состоянием городских укреплений. С ростом Московского княжества его функции расширяются. В мирное время тысяцкий в Москве должен был распределять повинности, осуществлять судебную расправу над горожанами, контролировать торг и разрешать споры, возникающие между торговцами. Таким образом, личность тысяцкого затрагивала интересы многих москвичей. Наверное, поэтому должность тысяцкого в Москве долгое время передавалась по наследству. Например, в течении всего XIV в. эта должность находилась у бояр Вельяминовых. С укреплением власти великого князя в Москве, должность тысяцкого была упразднена, и функции тысяцкого переходят к княжеским наместникам, которые находились в прямой зависимости от князей - совладельцев. Наместники решали текущие дела управления городом.
 
В период правления Дмитрия Ивановича Донского (1350-1389) усиливаются позиции великого князя Московского. Если раньше наместник великого князя наравне с наместниками других князей - совладельцев судебные дела вершил в своей части города, то теперь было установлено, что все судебные приговоры выносятся только от имени великого князя.
 
Во время отсутствия великого князя в Москве, руководство городом осуществляли лица из числа бояр, которым князь поручал руководство городом.
 
Градостроительная политика
История застройки и планировки Москвы в XII-XIV вв. тесно связана с экономическим и социально-политическим развитием Древнерусского государства. Москва, расположенная на пересечении сухопутных и водных путей, имела важное стратегическое значение по охране юго-западных границ Владимиро-Суздальского княжества. Именно поэтому, частью стратегического плана основателя Москвы Юрия Долгорукого по укреплению и обороне своих владений, было строительство ряда городов на юго-западных рубежах. Среди этих городов в 1156 г., как утверждает Тверская летопись, «Князь великий Юрий Володимерич заложи мал древян град в устье Неглинны, повыше Яузы, и прозва его по имени реки, текущия под ним». Так на Боровицком холме были построены деревянные крепостные укрепления, которые положили начало строительству Кремля. Деревянные стены крепости стояли на высоком валу и были окружены глубоким рвом. К концу XIII в. Москва включала деревянный Кремль, Подол (территорию между крепостью и Москвой-рекой); посад (район жилых и хозяйственных построек торговцев, ремесленников). Москва XII-XIV вв. неоднократно подвергалась нападению со стороны как русских князей, так и внешних завоевателей, она была сожжена в ходе междоусобиц рязанским князем Глебом в 1177 году, в 1238 году Москва была разорена и сожжена в ходе нашествия «Золотой Орды», в 1331 г., 1337 г. была уничтожена пожарами. Но крепостные укрепления Москвы восстанавливались вновь и вновь.
 
Грандиозное переустройство Москвы как города началось в период правления московского князя Ивана Даниловича Калиты (1325-1340 гг.), который вошёл в историю не только как «собиратель русских земель», но и как «князь-строитель». В ходе коренной реконструкции проведённой в 1339-1940 гг. были построены новые стены и башни Московского кремля. По плану Ивана Калиты Москва переустраивалась как великокняжеская резиденция. Кремль был построен из самой прочной древесины – дуба, при этом, территория Кремля расширяется на север и восток. Перенос митрополичьей кафедры митрополитов Киевских и Всея Руси из Владимира в Москву в 1326 гг. оказал большое влияние на градостроительную политику Московских князей. Превращение Москвы в центр русского православия дало толчок строительству каменных церковных храмов, которые положили начало белокаменному центру Москвы и заложили архитектурную концепцию Московского Кремля. В 1326-1327 гг. сооружается первый белокаменный Успенский собор в Кремле, который впоследствии становится главным храмом Московского княжества. К востоку от него в 1329 г. была выстроена церковь Иоанна Лествичника с колокольней. Год спустя, в 1330 г. строится каменный собор Спаса Преображения на Бору. В 1333 г. был возведен собор Архангела Михаила.
 
Таким образом, с началом правления Ивана Калиты, Московский Кремль становится не только защитным укреплением, но и превращается в резиденцию Великого князя и митрополита.
 
 
 
Кремль при князе Московском Иване Калите. XIV век. Картина А. Васнецова 
 
Дело Ивана Калиты продолжил его сын Семен Гордый, но градостроение в Москве теряет прежний размах. Симеон Гордый пристроил в 1350 г. западный притвор и северо-западный верхний придел к собору Спаса на Бору. При нем были расписаны все построенные при Иване Калите каменные кремлевские соборы.
Превращение Москвы из маленькой крепости в столицу крупнейшего из русских княжеств способствовало быстрому росту ее населения, что привело к территориальному расширению города. Наряду с Великим посадом, располагавшимся на территории Зарядья и нынешнего Китай-города, возникает и второй посад – за Неглинной.
 
Дубовые стены Кремля, обновляясь после многочисленных пожаров, прослужили до времён Дмитрия Ивановича Донского (1359-1389 гг.) Дмитрий Донской, борясь с Тверским и Рязанским княжествами за первенство Москвы в Северо-Восточной Руси, опасаясь нападения со стороны Золотой Орды и Литовского княжества, проводит целый ряд мероприятий, направленных на укрепление военной мощи Москвы и Московского княжества. В период правления Дмитрия Ивановича строится первая в Северо-Восточной Руси крепость – белокаменный Кремль в Москве. Толчком к строительству каменного Кремля послужил пожар в Москве 1365 г., в результате которого сгорели дубовые стены Кремля. Дмитрий Иванович принимает решение о строительстве каменного Кремля. Так уже к 1368 году был выстроен белокаменный Кремль в Москве. Башни Кремля были покрыты деревянной кровлей. В некоторых из них (Константино-Еленской, Никольской и Фроловской) были проездные ворота, что создавало условия не только для обороны города, но и нанесения контрудара из города.  
 
Кремлёвские стены защищали великокняжеский дворец, главные городские храмы - Успенский и Архангельский, а также три монастыря - Новоспасский, Чудов и Вознесенский, дворы удельных князей, митрополичьи палаты, усадьбы наиболее влиятельных бояр. Одновременно с Кремлём разрастался посад.
 
Белокаменные стены Кремля простояли до конца XV века, выдерживая натиски врагов.
 
 
 
Кремль при князе Московском Дмитрии Донском. XIV век. Картина А. Васнецова
 
Войны
XII век в истории Москвы стал не только веком возвышения, но и веком грозных испытаний. Русь сотрясали междоусобные войны, которых не избежала и Владимиро-Суздальская земля. Сыновья Всеволода Большое Гнездо в борьбе за уделы нередко скрывались в московском кремле. Четвёртый по старшинству Владимир попытался присвоить себе Москву, но второй по старшинству Юрий крепость осадил и вынудил его в обмен на Переяславль-Русский от этих планов отказаться.
 
В 1248 году Михаил Ярославич по прозвищу Хоробрит предпринял попытку возвеличить Москву путём присоединения стольного Владимира. Он успешно устранил дядю Святослава и захватил Великое княжение. Но в этом же году был убит в битве с литовцами.
 
В начале 1280-х годов начинаются смуты между великим князем Дмитрием Александровичем и его братом Андреем, которого поддерживает отряд москвичей во главе с младшим сыном Александра Невского князем Даниилом. В 1306 году Иван Даниилович с помощью переяславской рати разбил наголову тверское войско боярина Акинфа. Тверь оспаривала право на Великое княжение и пользовалась посредничеством Орды. Дважды безуспешно Михаил Тверской ходил походом на Москву. Московский Кремль выдержал натиск. А вот в 1317 году в открытом поле московская рать не смогла одолеть тверичей. Только после гибели князя Михаила первенство вновь перешло к Москве.
 
Юрий Данилович Московский вёл борьбу за Рязанские земли, убив князя Константина присвоил Коломну и контроль над верхним течением Москва-реки.
 
Иван Даниилович Калита совершал далёкие разорительные походы в Новгородские и Псковские земли, диктовал свои условия Двинскому вече.
 
Москва казалась привлекательной не только для удельных князей, но и для иноземных захватчиков – Орды и Литвы. В летописи читаем: «Взяша Москву татарове, и воеводу убиша Филипа Нянка за правоверную хрестьянскую веру, а князя Володимера яша руками, сына Юрьева, а люди избиша от старьца и до сущаго младенца; а град и церкви святые огневи предаша, и манастыри вси и сёла пожгоша и много именья вземше отъидоше». Описываемые события происходили в начале 1237 года, когда опустошив Рязань и Коломну, враг не остановился у Москвы, а пошёл дальше на Владимир и разорил его.
 
С вокняжением Ивана Даниловича Калиты на Москве на 40 лет наступила тишина, как пишут летописи. Татары перестали ходить за данью и разорять город. В 1328 году Калита получает от них ярлык на Великое княжение, Москва становится столицей Северо-Восточной Руси.
 
В Куликовской битве ярко проявился полководческий талант московского князя Дмитрия Ивановича Донского. Мамаево побоище 1380 года покончило надолго с походами Орды. Последней серьёзной попыткой Орды было Тохтамышево нашествие. Москва имела страшный вид. Одних трупов было погребено 10 тысяч. Многие были угнаны в плен.
 
В XIV веке к московским землям вплотную придвинулись земли Литвы. Ольгерд Гедиминович осаждал Можайск, но крепость не взял. Поход на Москву он предпринял скрытно. О приближении вражьего войска узнали поздно. Ольгерд шёл, разоряя московские земли, сжигая и громя всё на своём пути. Дмитрий Иванович засел в Кремле, соседние деревянные строения были предусмотрительно сожжены. Простояв под стенами 3 дня и 3 ночи, пожегши окрест всё, что могло гореть, ни с чем отступил. Спустя 2 года Ольгерд предпринял ещё одну попытку покорить Москву, но вынужден был подписать мир.
 
Не раз ещё в своей истории кремль будет спасать москвичей от непрошенных гостей.
 
 
Социальные чрезвычайные ситуации
С начала своего основания до возведения белокаменного Кремля, в Москве пожары случались ежегодно, а то и несколько раз в год. В Москве очень близко строились деревянные постройки, и это являлось одной из основных причин пожаров. Причиной пожаров были и поджоги, и нападение врагов.
 
Не раз Москву охватывало пламя огня, уничтожавшего строения и уносившего жизни тысяч людей. Летописи донесли до наших дней сведения не о всех пожарах XII – XIV вв.
 
Уже несколько лет спустя, после постройки Юрием Долгоруким первой деревянной крепости в 1156 г., рязанский князь Глеб в 1177 г. нападает на Москву и сжигает её.
 
В XIII – XIV вв. пожары в Москве случаются несколько раз в год. Особенно страдала Москва от нашествия захватчиков, которые неоднократно сжигали деревянные постройки Москвы. Неоднократно Москва горела во время нашествия на Русь орд Монгольской империи в 1238 г., 1293 г. Но пожары в деревянной Москве возникали часто из-за неосторожного отношения к огню самих москвичей. В пламени пожара сгорали деревянные дома, церкви, горел и сам Кремль. Но Москва быстро отстраивалась заново.
 
Пожар 1356 г. в историю вошел как «великий пожар ещё от Всех Святых», так как начался в церкви Всех Святых. Пожар начался жарким засушливым летом при сильном ветре, поэтому люди не успевали гасить огонь. В летописи сообщается о том, что за один – два часа огонь практически уничтожил Москву. После чего Дмитрий Донской принимает решение строить белокаменный Кремль, который должен был устоять от пожаров.
 
В августе 1382 года хан Тохтамыш со своим войском разорил Москву. Вот как описывается в «Повести о нашествии Тохтамыша» это страшное событие: «Быстро враги овладели городом Москвой месяца августа в 26-й день … и город огнем зажгли, а имущество и богатство все разграбили, а людей истребили…» (Электронная библиотека мультимедиа учебника «Родная история», с. 5-6).
 
Несмотря на частые пожары, Москва восставала из пепла благодаря труду и усердию москвичей. 
 
Природные чрезвычайные ситуации
Массовые заболевания сопровождают человечество с древнейших времён. В XIV в. эпидемия чумы поразило население Европы, Азии и Африки. Опустошительная эпидемия этой страшной болезни стала одной из масштабных катастроф, унесших жизни миллионов людей. Не обошла стороной «Чёрная смерть» и древнюю Москву.
 
Древнерусские летописи сохранили сведения об эпидемиях («морах») на территории Древней Руси. В 1364 г. «Чёрная смерть» распространилась в Москве. «А болесть была такова: преже (прежде) как рогатиною ударит за лопатку или противу сердца под груди, или промежи крил (т.е. между лопаток) и разболиться человек и начнет кровию хракати (харкать) и огнь разбиет и (его), посем пот, потом дрожь иметь и тако в болести полежав овии (некоторы) день еден (один) поболевше умираху, а друзии два дни, а инии 3 дни. Преже же мор, был, кровию храчюче мерли, потом же железою разболевшись, ти тако же, два дни или 3 дни полежавше, умираху, железа же одинако, но иному на шее, иному на стегне (бедре), овому же под скулою, иному же за лопаткою», – так описывается это страшное заболевание в Никоновской летописи. (Лихачев Д. С. Культура Руси эпохи образования русского национального государства. М., 1946. С. 52.). Смертность от чумы была огромной, в одну могилу хоронили до 10 трупов.
 
В течении второй половины XIV в. «Чёрная смерть» посещала Русь ещё не раз с небольшими перерывами. В летописях под 1374 г. описывается ещё одна эпидемия, которая охватила всю Древнюю Русь.
 
Столь частые эпидемии вполне объяснимы. Уровень развития медицины был очень низким. Наши предки не знали, как передается заболевание, как лечится. Поэтому и «методы» лечения были примитивны - крестные ходы, молитвы, заговоры. Даже после окончания эпидемии чумы могли оставаться очаги, из которых при благоприятных условиях могла вновь вспыхнуть новая волна эпидемии.
 
Образование
Сведения о московском образовании XII-XIV вв. скудны, так как летописцы практически не обращали внимания на неприметный город, находящийся на окраинах Владимро-Суздальского княжества. Но те немногочисленные источники, дошедшие до нашего времени, свидетельствуют о том, что в Москве в этот период времени детей отдавали на учение.
 
Образование не было доступно всем. Образование могли и должны были получать представители духовенства, которые не могли вести церковные службы без знания грамотности, так как необходимо было читать церковные книги. Причём, среди высшего духовенства были очень образованные. С переносом митрополичьей кафедры в Москву в первой половине XIV в., Москва становится не только церковным центром, но и центром книгописания и образования, о чём свидетельствует запись в летописи, при описании нападение хана Тохтамыша на Москву под 1382 г.. В ней сообщается, что в Москве «…книг же многое множество снесено с всего города, в сборных церквах до стропа наметано, съхранения ради спроважено». (Полное собрание русских летописей. СПб., 1848. Т. 4. С. 334). Такое большое количество книг могло накопиться лишь за продолжительный отрезок времени.
 
Обучались грамоте и горожане, в первую очередь купцы, княжеские дьяки, которые должны были писать княжеские грамоты, боярские дети, и, конечно, дети московских князей.
 
Дети московских князей получали домашнее образование. Князья не имели достаточно времени заниматься воспитанием своих детей, поэтому в очень раннем возрасте князь отдавал их на попечение кормильцев, который становился не только наставником, но и опекуном. Кормильцы выбирались князем из числа бояр, которым он полностью доверял. Кормилец, помимо обучения грамоте, письму, счёту, закону Божьему, обучал своего подопечного военному делу и основам государственного управления.
 
Домашняя форма обучения не была единственной. В «Житие Сергея Радонежского» повествуется об обучении в школах под руководством наставника. «Жития» московского митрополита Петра рассказывают о том, что он поступил в школу в семь лет, а закончил её в двенадцать. Основная масса детей обучалась не пять лет, а два года. Один наставник обучал от восьми до десяти учеников. В школе же одновременно обучалось несколько десятков детей. В школе обучали чтению по Букварю, Часослову и Псалтырю параллельно с письмом. Детей начинали обучать письму сначала с помощью навощённых дощечек, так как пергамент, выделанный из кожи животных, был очень дорог. После того, как ученик научался писать на вощённой дощечке, он учился писать на бересте. Для письма использовали писало.
 
 
Лишь после овладения письмом на бересте, ученику разрешали писать на пергаменте гусиным пером. Чернила изготовлялись из желудей дуба и вишневого клея или смешивали сажу и клей. Детей обучали не только чтению и письму, но счёту в пределах первой сотни, иногда – тысячи. Цифры обозначались буквами. Порядок цифр отличался от порядка букв, поэтому для изучения цифр, их порядка и значения использовали специальные цифровые алфавиты. Детей в школах обучали пению церковных песнопений – канонов и псалмов. Стиль пения имел характер хорового речитатива в повествовательной форме, и поэтому преподавание пения основывалось на текстах, произносимых учителем, и все распевы дети разучивали вслед за ним на слух.
 
Этими предметами ограничивалось обучение основной массы детей в древней Москве.
 
Религия
После крещения Руси (988 г.) прошло три века, но русичи так и не расстались со своими богами. Они по-прежнему почитали Масленицу и Купалу, Кострому и Ярило, приносили им дары и жертвы. Для укрепления своей власти князья московские решают отстроить церковь на Бору: "Глаголють же, яко то пръвая церковь на Москве; на том месте бор был, и церковь та в том лесе срублена была тогды..." (Полное собрание русских летописей, т. I, стр. 323).
 
Христианство не только способствовало единовластию, но и оставило глубокий след в русской культуре. Оно регламентировало повседневную жизнь: ежедневные службы, церковные праздники, посты. А главное, все важнейшие события в жизни москвичей сопровождались теперь обязательными церковными обрядами. Новорождённого крестили, жениха и невесту венчали, умершего отпевали.
 
Церковь и верующие жертвовали на строительство храмов, а после переезда в Москву из Владимира митрополита (1326 г.) наш город постепенно превращается в город «сорока сороков куполов». Христианство устанавливает свои каноны (правила) живописи, зодчества, грамотности.
 
Поддержка церкви сделала Москву и политическим и религиозным центром Руси, а христианство превратилось в государственную религию.
 
Архитектура
Сохранилось мало исторических источников, по которым возможно восстановить архитектурный облик древней Москвы. Архитектурных памятников Москвы, как деревянных, так и каменных, XII – XIV вв. практически не сохранилось.
 
Одним из первых памятников архитектуры на территории Московского Кремля, был созданный из дерева храм Иоанна Предтечи, о котором говорится в летописи: "Глаголють же, яко то пръвая церковь на Москве; на том месте бор был, и церковь та в том лесе срублена была тогды..." (Полное собрание русских летописей, т. I, стр. 461).
 
Первые архитектурные сооружения в Москве из камня появляются только в XIV в. в период правления Ивана Калиты. В очень короткий срок строятся четыре храма: Успенский собор, церковь-колокольня Ивана Лествичника, церковь Спаса на Бору, собор архангела Михаила (Архангельский собор). Все эти храмы не сохранились до нашего времени.
 
Строительство Успенского собора (1326-1327 гг.) началось по инициативе митрополита Петра в 1326 г. Новый собор строился по образцу Владимиро – Суздальских храмов, и уже через год небольшой одноглавый трехапсидный Успенский собор, выстроенный на Боровицком холме, украсил центр города. Изначально у собора было три притвора, и лишь в дальнейшем к алтарным помещениям были пристроены приделы. Петроверигский придел был основан митрополитом Феогностом в 1329 году в честь митрополита Петра. Успенский собор являлся кафедральным храмом, усыпальницей митрополитов.
 
В 1929 г. восточнее Успенского собора была заложена церковь-колокольня Ивана Лествичника – первый каменный храм «под колоколами» в честь рождения сына Ивана Калиты. В нижнем ярусе размещался сам храм, а в верхнем ярусе – звонница. Церковь-колокольня Ивана Лествичника в дальнейшем была приписана к Успенскому собору как придельный храм.
 
Через год, в 1330 г., строится одноглавый храм Спаса на княжеском дворе, который был княжеской усыпальницей до возведения Архангельского собора, построенного за одно лето 1333 г. Сведений о Архангельском соборе (собор Михаила Архангела) очень мало. Историки предполагают, что это был небольшой одноглавый храм, который имел два придела.
 
Строительство каменных храмов преобразило вид города.
 
 
 
Территория Московского Кремля (крепости) в 1156-1367 гг.
 
I - кромка кремлевского холма
 
II - контур крепости и ров 1156 г.
 
III - контур крепости и ров 1339-1340 гг.
 
IV - стены и башни кремля 1366-1367 гг.
 
 
 
Храмы XII - XIV вв.
 
1 - деревянная церковь Иоанна Предтечи
 
2 - деревянная церковь архангела Михаила и каменный Архангельский собор, 1333 г.
 
3 - Успенский собор, 1326-1327 гг.
 
4 - церковь-колокольня Ивана Лествичника, 1329 г.
 
5 - собор Спаса на бору, 1330 г.
 
6 - собор Чуда архангела Михаила, 1365 г.
 
7 - трапезная Чудова монастыря
 
 
 
Музыка
В летописях этого исторического периода довольно редко можно встретить упоминания о музыке. Известно только, что светское музыкальное искусство занимало в общественном мнении «служебное» положение по сравнению с музыкой церковной. Этим фактом искусствоведы объясняют факт отсутствия нотации и музыкальных теоретических трактатов, возникавших в этот период на Западе.
 
Однако сохранились летописные записи, описывающие войско князя Юрия Владимировича Долгорукова, в котором было 300 знамен и 140 труб и бубнов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Автор: Лариса Геннадьевна Чуракова, Советова Наталья Владимировна