Михаил Барышников

Автор: Evgeniya. Отправленный Наш гость

Сущность любого искусства, даря удовольствие –самому  получать удовольствие.

Более 40 лет  посвятил Барышников своему собранию. А началось все в Париже, когда однажды, гуляя в районе бульвара Сен-Жермен, он заглянул в художественную галерею Proscenium на Rue de Seine и увидел оригинальный графический портрет Сергея Дягилева,  работы  Жанна Кокто, от которого не смог оторвать взгляд. В его кошельке нашлось достаточно денег, чтобы приобрести этот рисунок, а также, эскиз Кристиана Берара к “Моцартиане” Баланчина. 
 
Эти работы стали прелюдией его коллекции.  Как говорит М. Барышников: «спонтанное приобретение этих двух работ, послужило импульсом, сформировавшим желание окружить себя  образами,имеющими отношение к миру  танца и театра,  в котором  я чувствую себя естественно и комфортно».
 
Так началась новая эпоха – жизнь в окружении картин.  Неожиданно, это оказалось очень важным  в  кочевой жизни Михаила.  Из гастролей в гастроли, из турне в турне картины следовали за ним и развешивались там,  где в данный момент  он жил. Таким образом, Барышников  возил за собой часть своего дома, часть  мира в котором  черпал вдохновение для творчества и отдыха души.
 
Изначально, ядром коллекции Барышникова стали  работы  так или иначе связанные с именем Сергея  Дягилева и его «Русскими сезонами». Исключительно интересны,  представлены  на выставке, портреты Дягелева и Нежинского, работы Жана Кокто, двойной портрет Дягилева и Аполинера, работы Ларионова.
 
 
Не нужно забывать, что над декорациями и костюмами для «Русских сезонов» работали  многие выдающиеся художники конца 19 –  начала 20 века. Поэтому, совершенно естественно, что в коллекции Барышникова собраны работы  Льва  Бакста, АлександраБенуа, Сергея Судейкина,  Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова, Павла Телищева. Позднее, коллекция была дополнена работами современных мастеров сценографии и сценического дизайна: Энтони Клейва, Дэвида Салле и многих других.
 
С годами, собрание картин Барышникова переросло рамки театральной темы. Коллекция пополнилась удивительным и редким рисунком Леона Бакста ”Лошадь”, графикой Иосифа Бродского, работами Александра Яковлева, Николая Лапшина.  Экспозиция замечательна не только интересным собранием картин, но и тем, что дает редкий шанс, познакомиться c личным вкусом великого танцовщика и хореографа, увидеть своими глазами мир в котором он живет.  Не напрасно принято считать, что частная коллекция – это, в первую очередь,  портрет коллекционера, его личности, характера и души.
 
« Я никогда не  думал, что кто-либо сочтет мое собрание картин единой коллекцией в художественном смысле этого слова.  Я не готовился стать коллекционером, не изучал основ этого дела, я собирал то, что привлекало лично меня, что приковывало  мой взгляд, и то, что я мог себе позволить приобрести или то, что мне дарили» 
 
Барышников вспоминает удивительный случай, когда незнакомый ему человек  подошел после спектакля и подарил ему работу Валентины Гросс, этюд с Вацлавом Нижинским в балете ”Видение Розы”.
 
Подлинную ценность своей коллекции Барышников осознал лишь после того, как специалисты и владельцы галерей дали высокую оценку его собранию что, в конечном итоге, привело к решению выставить ее для широкой публики.
 
Первый во всем
 
Безусловно, проходящая в галерее АВА выставка интереснейшее и уникальное событие, которое, кроме всего прочего, дает возможность поговорить о Михаиле Барышникове как об удивительной и неординарной личности.
 
Несколько лет назад  агентство Washington ProFile опубликовало рейтинг самых известных и  влиятельных выходцев из бывшего СССР, ныне живущих в США. Первую строчку занял Михаил Барышников.  Его художественные достижения  бесспорны: он блистательный классический танцовщик, оригинально мыслящий хореограф,  непревзойдённый интерпретатор танца-модерн, интереснейший драматический актер и неординарный фото-художник. Справедливо отметить , что для многих американцев понятие русский, в первую очередь, ассоциируется с именем М.Барышникова.
 
Кроме того, в Америке огромным уважением пользуется  организаторский талант человека и его склонность к благотворительной деятельности. В этом Барышников  также уходит вперед с большим отрывом.  Как говорится, первый во всем.
 
 
В 2005 году Барышников построил и возглавил Центр искусств (Baryshnikov Arts Center), общей площадью 15 тысяч квадратных метров, расположенный на 37 улице в Нью-Йорке . Творческая личность и экспериментатор в душе, в своем центре, он воплотил  давнюю мечту, дав возможность молодым артистам, танцовщикам, художникам представлять свои оригинальные, новаторские работы. Также, в центре проводится обучение и мастер классы во всех областях искусства. К примеру, в одном из проектов  “Театральные школы мира”,  давали мастер-классы профессора Школы-студии МХТ: Алла Сигалова, Константин Райкин, Сергей Шенталинский.  Ну и, конечно, в Центре  работает сам Михаил Барышников и  его труппа “Белый дуб” (White Oak).
 
Тут и там
 
Барышников – известная личность в Америке и, конечно, его не забыли и на родине, хотя  он так ни разу и не приехал в Россию, с тех пор как стал самым известным в мире «невозвращенцем».
 
Возможно, шанс вновь увидеть его на отечественной сцене был упущен, когда он в 90-х он раскручивал свою новую труппу “Белый дуб” (White Oak) и готов был привезти ее в Россию. Все расходы он собирался взять на себя и попросил только хорошие площадки и гостиницы, но Министерство культуры России не пошло ему навстречу. Потом, конечно, его многократно звали с частными визитами  и руководство Мариинского театра делало ему весьма заманчивые предложения, но он  так и не приехал. В 1997 году Барышников с двумя старшими детьми побывал в Риге, навестил могилу матери и дал два благотворительных концерта, но в Петербург  поехать отказался. Так же он не появился на презентации альбома “Неизвестный Барышников”  и на открытии выставок собственных фоторабот. Почему? Он никогда не отвечает на этот вопрос да и, вообще, избегает давать интервью всем без исключения журналистам из бывшего Советского союза.
 
Видимо, Барышников не из тех людей, для которых привязанность к географической точке имеет решающее значение. Он деятельная и творческая натура и, очевидно, что у него есть более весомые связи с родиной, нежели ностальгия по городам. И, в первую очередь, – это его благотворительность. О многом говорят слова, написанные им директору Пушкинского музея –  Ирине Антоновой, при передаче в  дар музею 28 акварелей  Максимилиана Волошина:
 
“Уважаемая Ирина Александровна! Я очень рад, что акварели Волошина пришлись вам по душе. В течение долгих лет они доставляли мне массу тихой радости. Уверен, что в ваших руках, эти работы найдут достойный  приют. С почтением, Михаил Барышников”.
 
Также, очень скромно и тактично, он преподнес  другие экспонаты своей живописной коллекции: Петербургскому театральному музею он подарил двадцать эскизов костюмов Сергея Судейкина к постановке “Сорочинской ярмарки” в Метрополитен-опера,  Академии русского балета — две работы Зинаиды Серебряковой, Эрмитажу — литографию Пабло Пикасо.
 
Грани таланта
 
Сейчас Михаил Барышников редко танцует, но талант его неисчерпаем и год от года он не устает поражать публику своими новыми проектами. Не так давно он порадовал нас, сыграв роль художника Александра Петровского в сериале “Секс в большом городе” и вот,- уже совсем другой образ в спектакле «В Париже» по одноименной пьесе Бунина, вышедшей в свет в 2012 году.
 
«Когда стареешь, ты освобождаешься от многого, и обретаешь многое другое. Например, стремление экспериментировать, сравнивать, удивлять…”, – говорит Михаил Барышников. Может быть пьеса «В Париже», в постановке которой он принял участи не только как актер, но и как режиссёр в соавторстве с Дмитрием Крымовым –  начало нового новаторского витка в его творческой карьере.
 
 
“Может быть, молодежь не знает, но помимо танца, у меня была и карьера актера. В пьесе “В Париже” смешаны музыка, видео, фотографии, мимика, декламация, старые открытки и черно-белые парижские постеры, похожие на живые картины… Танцу отведено крохотное пространство, – любовь и одиночество получили главные роли”.
 
Как актер, Барышников достаточно хорошо известен, но немногие  знают о еще одной страсти великого танцовщика, которая, существенно дополняет творческий  портрет Михаила Барышникова.
 
В этом году, собирая средства на развитие Центра Искусств, он провел выставку своих фоторабот в художественно галерее АВА. Выставка называлась  «Dance This Way» и рассказывала о многообразии жизни в танцевальных стилях, начиная от классики и, заканчивая  хип-хопом. Барышников очень  необычный фотохудожник, его работы полны движения, света и поэзии. Композиционная графика в них удивительно сбалансирована и точна. В фотографии, как и в танце, он находит безошибочную грань между эмоциональной насыщенностью и сдержанной лаконичностью.
 
Сейчас, занятие фотографией для Михаила, уже не  хобби, а большая часть  творческой жизни:  «В середине 80-х, когда я готовился к поездке в Тайланд, мой друг, фотограф Леонид  Любяницкий, настоял на том, чтобы я взял с собой небольшой фотоаппарат, чтобы вести фотодневник поездки. Вернулся я с 15-20 роликами отснятой черно-белой пленки. С технической точки зрения, фотографии были далеки от совершенства, но было в них что-то такое, что приковывало к ним внимание. Освещение женской шляпы сзади или угол падения тени открывали мне нечто неожиданное,что, возможно, и попадало в поле моего зрения прежде, но, по настоящему, я стал замечать это только тогда, когда стал фотографом. Возможность визуальной поэзии волновала. Я стал ее пленником.
 
Для меня очень важно, что в тот момент, когда я щелкаю фотоаппаратом, предмет или событие, привлекшие мое внимание, начинают жить своей жизнью, а я становлюсь лишь средством передачи этого. Фотографирование для меня это спонтанный визуальный монолог о моей жизни, возможно, более интимный, чем то, что я делаю на сцене»
 
 
Таков этот человек, безмерно талантливый и непредсказуемый в своем самовыражении,  искрений, доброжелательный и непринужденный -Легендарный Барышников, с  которым мне посчастливилось  познакомиться и поговорить.
 
…Как славно ввечеру, вдали Всея Руси,
Барышникова зреть. Талант его не стерся!
Усилие ноги и судорога торса
с вращением вкруг собственной оси
рождают тот полет, которого душа
как в девках заждалась, готовая озлиться!
А что насчет того, где выйдет приземлиться, —
земля везде тверда; рекомендую США.
И. Бродский.
 
 
 
 
 
Автор: Татьяна Бородина