Обыкновенное Чудо открытых коммуникаций ИНТЕРМУЗЕЯ

Автор: Evgeniya. Отправленный Это интересно

В этом мире должен каждый
Не спешить, не отставать.
В этом мире должен каждый
Слушать время и отважно
В ногу с временем шагать!...
фрагмент песни из известного фильма
Когда большое федеральное музейное международное событие собирает друзей в знаменитом выставочном комплексе страны на центральной площади Москвы в Манеже, обязательно стоит ожидать чудес, поэтому закономерное внимание разных людей от раннего детства до серьезной зрелости было обеспечено. Многие гости и специалисты настойчиво наполняли огромное пространство, вместившее на время все разнообразие отражения нашей жизни в истории, искусстве, литературе и музыке, представленное на большом музейном фестивале, растущем и развивающемся с 1999 года. Здесь же могли встретиться организаторы и учредители проектов, руководители министерств, фондов и галерей, издатели и содержательные медиа, музейные и выставочные деятели со всей страны и не только - людям важно сохранение и передача ценного, нахождение общего и разнообразного языка коммуникаций, универсального и доступного, одновременно точного и верного - вот почему на ИНТЕРМУЗЕЕ в Москве так много интересных участников и проектов, гостей и партнеров, конечно музейщиков с реальными и будущими посетителями и почитателями, для которых и ведется это объемная работа.
 
Что стоит за словом Музей можно понять, посмотрев внимательно список более чем из 300 участников  на официальном сайте ИНТЕРМУЗЕЯ, это разнообразные национальные и этнографические музейные организации, выставочные и художественные центры и галереи, исторические музеи различной тематики и региональной принадлежности, и конечно центральные государственные музеи. Понять страну и свой собственный мир невозможно без краеведческих музеев, собирающих и сохраняющих историю места и человека, память о людях, изменивших жизнь, ставших важными в жизни страны и прославивших родной край. У каждой уникальной территории есть свои духовные корни, часто общие для России православные, или национальные, не менее важные и дорогие людям, с которыми полезно и интересно знакомиться всем, даже далеким от духовного взгляда на жизнь. Так как материальная сторона жизни людей никем не отменена, важное направление - это музеи реального сектора экономики, очень интересные и компетентные, эта новейшая традиция уверено растет, как и разные частные музеи. Защита любой страны и военная слава лежит в основе многих мировых музейных фондов, так и у нас, тем более в нашей стране, с её огромной территорией и многонациональным народом, выжившим и выстоявшим в Великой Отечественной Войне, что не возможно и недопустимо забывать, как другие испытания и великие победы предков. Поэтому военные музеи и выставочные комплексы трудятся и востребованы по всей стране, и в этих направлениях появляются частные музеи и массовые проекты. Удивительными являются и заповедно-культурные образования, что связано с усадьбами знати и государственных деятелей, жизнью великих писателей, художников, ученых, и мест, где природа и история неотделимы друг от друга.
 
 
 
Конечно самим специалистам этого мощнейшего культурного пласта, отражающего прошлое и настоящее нашей жизни, а так же активно и позитивно формирующего взгляды и интерес к будущему, тоже нужно общаться и видеть лучшее, делиться наработанным и искать способы решения своих профессиональных вопросов. Таких форм взаимодействия ИНТЕРМУЗЕЕМ продумано и организовано не мало. Это и раскрытие для специалистов фондов Государственным Историческим музеем, особые профессиональные события в Музеях Московского Кремля, где прошли и все официальные события на высшем представительском музейно-культурном уровне. Специальные мероприятия по коммуникациям в интернете и социальных медиа, по способам работы с журналистами, изданиями, телевидением, кино и радио прошли в Государственном Историческом музее, там же прекрасно отражена тема этики и ответственности партнерских отношений, и конечно удивительного музейного креатива. Тему электронных технологий в создании современнейших выставочных пространств представила профессионально техническая служба Государственного музея современной истории России, в этом году открывшего мощнейшую мультимедийную выставку о самом современном периоде нашей истории.
 
Уникальный массовый опыт был раскрыт специалистами Третьяковской галереи рекордов посещения в подразделении на Крымском валу, где залогом успеха были: лучший выбор тем, общая креативная работа кураторов и команды, и уникальные осознанные способы коммуникации с обществом. Примеры очень успешных и ожидаемых людьми интернет-трансляций увлекательно открывали сотрудники Художественного музея им. Пушкина, это бесспорный пример отличной современной работы, технической грамотности и широких компетенций, также межсекционных коммуникаций и большой волонтерской дружеской команды. Настоящая история создания и роста малого музея в центре Москвы со светящимся названием "Огни Москвы" - как расти и развиваться, партнерствовать, привлекать новых друзей и гостей, из невозможного делая возможное. Конечно важно многообразие положительного опыта по стране, например Ульяновского музея им И. А. Гончарова. И это не игра смыслов, музей сохраняющий и изучающий наследие писателя, давшего культуре обобщенное общественное явление "обломовщина", может открыто делиться своей завидной активной и продуктивной организационной деятельностью. 
 
 
Масса полезных тем и музейных программ представлены ИНТЕРМУЗЕЕМ специалистам и заинтересованным в развитии содержательных культурных направлений, важно что все эти темы близки людям. От проработанных программ зажигаются глаза даже у опытных профессионалов, от придуманного совместно турагентствами и музеями на основе школьных учебных программ выиграют школы, дети и родители. Предоставлена возможность прямых вопросов муниципальным и федеральным руководителям вплоть до министров. Из предложенного и работающего в Москве, самым необычным, загадочным и романтичным можно назвать программу Московского городского экскурсионного бюро с подземными путешествиями по тайным линиям Московского Метрополитена в уютных вагонах со старинной обстановкой, причем маршрутами переходящими с ветки на ветку, с возможностью выхода на поверхность и обзором самых красивых мест Москвы. При том само метро и его красоты с историей являются объектом неизменного притяжения, не только для международных экскурсий, но и для концертов и ярких городских событий, не говоря о проектах с тематическими поездами. Традиционной и расширенной была международная программа 14 иностранных музеев. Но само собрание множества малых и больших музеев под одной высокой и широкой технологичной крышей Центрального выставочного центра «Манеж» в Москве - это яркая возможность ощутить в реальности и обширную географию России, это множество находок, порой совсем неожиданных или раскрывающих и разъясняющих известные факты, конечно зовущих в путь вместе с открытыми компетентными сотрудниками и руководителями музеев, причем находки ждут всех как в дальних поездках, так и совсем рядом в уже привычных местах. В путь!
 
Если мы видим на стенде с надписью «Тотемское музейное объединение» индейскую фигуру, индейские сувениры и летящие как корабли над водой православные храмы, будто парусники расправившие паруса - загадка разрешима – это Россия, Вологодская земля, город Тотьма. Подумав про «заокеанские американские тотемы», тоже попали в точку, ведь отсюда пошла Русская Америка, здесь тотемские купцы собирали экспедиции, объединившись с дальновидными собратьями из многих областей России. Отсюда родом первый губернатор и основатель форта Росс, нашего южного укрепленного поселения, основанного Российско-Американской торговой компанией в Калифорнии, исследователь Аляски Иван Александрович Кусков. Во второй половине XVIII века купцами из Тотьмы Холодиловыми, Пановыми, Черепановыми и другими было снаряжено множество экспедиций в Сибирь, на Дальний Восток, и к берегам континента за Тихим океаном. Тотемские купцы не случайно получили звание мореходов, а город Тотьма был назван «городом мореходов». Около 20 тотемских экспедиций отправилось на Тихий океан, это больше, чем компаниями купцов из Москвы, Вологды и Нижнего Устюга вместе взятых. Пятая часть пушнины вывезена этими купами тотьмичами, российский рекорд того времени, так на полученной прибыли возводились величественные и неповторимые храмы, очень напоминающие корабли под парусами, украшенные ажурными картушами по всей поверхности стен, стиль этот даже получил название «Тотемское барокко».
 
Тотьмичи по дороге за океан открывали новые острова, например часть Командорских и Алеутских, и делали научные открытия. Гордятся там и остановкой в их краях Витуса Беринга. В 1785 году Екатериной II был издан указ о даровании Тотьме герба с чёрной лисицей на золотом поле: «в знак того, что жители сего города в ловле сих зверей упражняются». Последним же посетившим эти земли царем был Петр I, есть легенда или воспоминание, что царь лично опробовал и знаменитое соленое производство. Ранее, история города помнит, что в 1539 - 1541 годах город подвергался крупному разорению от казанских татар, возможно от того и понадобилась здесь крепость и укрепленный острог, отразивший уже в Смутное время нападение беглого отряда поляков, но не спасла тогда значительную часть солеварен. Здесь вспоминают и про Ивана Грозного и про основание поселения в этих местах с 1137 года. Интересно, что в наше время идет большое сотрудничество с американским уже FORT-ROSS-ом, проходят праздники совместного колокольного звона с телемостом, Тотьму посещали и посещают действующие и бывшие послы и консулы Америки, идет дружба с северо-американским индейцами племени кашайя. Тотемы и тотемизм не помешали в давние времена в форте Росс работать около десяти лет православной духовной семинарии, что конечно и сегодня дает свои всходы. Обобщив эти факты, мы не получим и одной трети возможной информации и впечатлений со стенда на ИНТЕРМУЗЕЕ, а если приехать лично и все проверить на месте… Директор «Тотемского музейного объединения» делится с подписчиками в сети, что около половины посетителей стенда знали, бывали или слышали об их городе и его музейных богатствах. Пока взрослые восхищались и переводили дыхание от такого полета истории над всей нашей страной, реками и океаном, дети с удовольствием рисовали на светящихся тотемских соленых экранах, похожих на песчаную анимацию, конечно мастерили поделки морские и тотемные индейские, не даром тотьмичи открыли для всех когда-то форт Росс.
 
Большое и малое так умело и живо сочетает ИНТЕРМУЗЕЙ, руководители и авторы музейных проектов, что времени в несколько дней в конце мая едва достаточно ухватить самое дорогое, уравновесив увиденное широтой общих взглядов и подходов. Конечно все время чем-то радовала Большая Сцена, то превращаясь в древнегреческий театр, то в джазовую площадку со стихами С. Есенина, азербайджанский культурный центр радовал своим музыкальным джаз-направлением. Нескончаемо предлагались детям всевозможные мастер-классы, как от организаторов фестиваля, так и от самих увлеченных делом музейщиков – результат прост – все во взаимном восторге. Были созданы все условия для посетителей с ограниченными возможностями, на входе помогали гиды. Для всех и для каждого рассказывал о своем музее настоящий электронный робот-экскурсовод, представлявший Государственный музей современной истории России, хотя нельзя не отметить, что живой и доступный представитель музея с простыми слайдами и слайдоскопом вызывал настоящий восторг у ребят, ведь это и есть История. Еще большое оживление на стенде этого музея вызывала интерактивная карта, с нажатием открывавшая многое, даже состав по округам и народам - всем интересно где люди живут. А с этим на ИНТЕРМУЗЕЕ богато: представлены Брянск, Выборг, Булгары, Изборск, Свияжск, Херсонес, Кижи, Калининград, Елабуга и Енисейск, Иркутск - всех не перечислить, и конечно музеи Коренных Народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
 
Технологичными открытиями и партнерствами удивил и порадовал Государственный исторический музей, научившийся читать совместно с «Курчатовским институтом» сквозь тексты рукописей, даже под сохранившимися надписями кожаных старинных книг, так был открыт и обнародован прижизненный портрет царя Ивана Грозного. Основательное объяснение этому научному совместному пути можно и сейчас найти на Медиа-портале ГИМ, кратко можно объяснить суть так: люди были бережливы, и счищая старые текст с дорогой книги, нанесли новый, и еще раз - так получилось, что одна книга несет сразу надписи и тексты разных времен одновременно, и их можно читать с применением высочайших технологий, что и сделано совместно историками и атомщиками. Много было попыток у медиа разъяснить себе и людям «зачем нужен людям электронный коллайдер», и рассуждения понятные ученым про частицы и начало бытия были как-то не ощутимы простым человеком, хоть и уважаемы вполне. Но когда ученые гуманитарии и ученые технических точных наук нашли способ анализировать части исторических предметов с помощью небольшого коллайдера «Курчатовского института», стали проявляться уточненные временные периоды, что очень влияет на правильное понимание и всех процессов. Анализируя останки людей, тоже проявилось много интересного и важного, вплоть до образа и места жизни и способа питания - это новый и очень важный инструмент. ГИМ, отмечая свое 145-летие смело смотрит в прошлое, и в будущее и зовет!
 
Крупнейшим открытием ИНТЕРМУЗЕЯ стало представление на обширном и удобном для ознакомления стенде, и в зале презентаций, уникального расширения экспозиции Музеев Московского Кремля. Это не только на данный момент возможность заглянуть через выставочные окна в подвальные слои разрушенного в 1930-ые годы Чудова монастыря, реально посетив эту экспозицию в Кремле. Здесь дали разглядеть на макете с ракурсов «с птичьего полета» новый масштаб Музеев Московского Кремля, это и возможность ознакомиться с новой мощнейшей площадкой музейного комплекса за стенами Кремля, а именно на Красной площади напротив Спасских ворот. Всем понятно, что размещение таких редких коллекций кладов и старины потребует строительства специализированных помещений с условиями для нужного хранения и грамотного экспонирования древностей и ценностей, также понятно, что исторический центр и самое сердце Москвы требует сохранения именно старины и минимального вмешательства, тем более не меняющего облик еще боярской столицы России. Каждый день без исключения сотрудники и руководители Музеев Московского Кремля открыто и увлекательно рассказывали специалистам и любознательным посетителям о тонкостях выверенного и точного проекта, и возможно это и было центральное масштабное место притяжения на ИНТЕРМУЗЕЕ, с реальным адресом по четырем сторонам, включая Красную площадь.
 
Вкратце суть проекта такова, что сохраняя полностью все здание Средних торговых рядов, что рядом с Храмом Василия Блаженного, по улицам Ильинка, Варварка, Хрустальный переулок и Красной площадью, в их внутреннем дворе, «подобно ларцу, зайцу, утке и яйцу» как говорит главный дизайнер проекта, будет воздвигнут новый и технологичный современный выставочный комплекс, но вежливо открывающий из каждой своей точки именно взгляд на старинной здание, а из сводчатых окон старинного помещения будут виден не столько новая часть комплекса, сколько его экспозиционное наполнение, несколько лестниц переходов между старым и новым будут способствовать связям не только экспозиционных площадей, но и старинных и новых стилей. Нахождение новой сердцевины и исторического благоустроенного контура под одной большой небесной сводчатой крышей поможет, как бы находиться одновременно между двух эпох, но ощущать присутствие обоих, уделяя внимание по вкусу и желанию, тому что ближе в данный момент лично или тематически. Это замечательно, и способствует пониманию истории различными людьми, ориентированными на разную эстетику, но живущими общими историческими корнями страны. Важно что стеклянный купол продуман столь корректно, что его не будет видно ни с одной внешней точки вокруг нового музейного комплекса Музеев Московского Кремля, что очень важно для исторического центра. Гидов, пришедших на презентацию уже очень интересовало расположение входов в новое здание, зависимость от государственных праздников и режима ФСО. Все в жизни важно при практическом применении, ответы естественны и просты, здание расположено сразу по четырем улицам, что позволяет разнообразно планировать назначение входов, а праздники государственные и общенародные на главной площади нашей страны понятны каждому и ожидаемы многими, чтобы можно было ими разумно распорядиться.
 
Конечно в жизни важно все, как технические делали так и источники жизнеобеспечения. Так например, даже очень маленький региональный музей может стать драйвером роста экономики целого малого поселения и центром притяжения туристической отрасли. Историко-культурный комплекс «Вятское» встречал посетителей на ИНТЕРМУЗЕЕ и угощал всех необычным блюдом, составленным в значительной степени из продукта местного производства - основа ломтик соленого вятского огурца, изготовленного на Баден-Баденской природной воде. Точнее, в 1903 году местными купцами был произведен научный анализ воды у себя в родном краю и на знаменитом курортном европейском озере, результатом стало подтверждение полной полезной идентичности воды, местный натуральный продукт и до этого был популярен, а после экспертизы подавно… Казалось бы, что нам заграница, а и сегодня, спустя более ста лет, все сработало в рост, может дружба народов помогла, может маркет, но сами жители высоко оценили родные традиции, стали вспоминать и внедрять всюду именно старинное производство, а раз верят в свое дело и любят его, то бизнес пошел, людям стало веселей, поселение стало развиваться. Что турагентству надо, отправить усталых горожан к счастливым людям, да и сами люди того хотят, а тут еще и разносол готов и ждет. Историко-культурный комплекс «Вятское» им. Е. А. Анкудиновой, представил и Музей «Страницы истории печатного дела», где представлены 16 старинных действующих печатных станков и уникальная коллекция литографических камней начала XX в., с основными техниками печатной графики - литография, гравюра и офорт. Всем кто встречал на выставках, в музеях графические свидетельства старины, можно смело ехать разбираться с процессами подробнее, а также всем кто учится или учился. А вот живой матер-класс со старинным печатным станком, сотрудники музея привезли прямо на ИНТЕРМУЗЕЙ, дав возможность и подрастающим и взрослым сделать свой личный оттиск, ведь это только «сено к лошади не ходит», а музеи к людям ходят и в превеликим общим удовольствием.
 
С не меньшим удовольствием люди изучают подземные минералы, представленные Музейно-Выставочным центром «Апатит» в г. Кировск Мурманской области, который смело утверждает «Будущее начинается сегодня!», так как «это музей будущего и открытая исследовательская лаборатория». Здесь исследуют «быт и нравы Российской империи», путешествуют из «недр в атмосферу» на семи этажах старинной часовой башни, ведут интерактивные проекты и сдержат минералогическую коллекцию из 3000 образцов, при этом прирастая от открытия за три года на 15000 посетителей в год. Но помимо сверкающих и удивляющих горных пород, и очень располагающего содержательного общения с гидом, привлекал всех настоящий бубен саамов - кому только не захотелось побыть шаманом, хоть не минуточку другую. Но Мурманск - это не только горняцкая промышленная культура, это атом и флот, что не первый год на ИНТЕРМУЗЕЕ представляет первый в стране и мире атомный ледокол «Ленин». Дружная команда музея вполне заслужила звание «народного музейного экипажа», так как каждый раз привозит придуманные оригинальные игры, игрушки и задания с развлечениями. В этот раз стенд Музея ледокола «Ленин» максимально воссоздавал технический антураж, наполнил и содержание ледокольной жизни заданиями и тестами, и очень приятными наградами. Со стены из старосоветского коричневого радио звучала и мобилизовала команда, призывая к вниманию и экстренному выполнению заданий, далее было необходимо вспомнить все, о чем раньше и не знали и не догадывались, найти задания в железных ящичках с нужным номером, разгадать секретное и срочное сообщение по азбуке Морзе или наоборот передать его, воспользовавшись настоящим ключом радиста. Не стоит думать, что таких умельцев мало, есть настоящие профессионалы или увлеченные любители, причем к удивлению своих близких. Так что если Родина скажет «Надо!», есть кому ей ответит «Есть», во всяком случае на «Будь готов!» - точно прозвучит «Всегда готов!». Наградой самой милой и радостной был красивый и веселый мурманский пряничек в занятной упаковке, «сигналы к бою» подавались на старосоветское радио со смартфона, похоже стапомом лично - вот такая корпоративная культура настоящего музея реального сектора.
 
История военная и героическая сподвигла группу лиц создать частный автомобильный музей на основе машин военного времени отечественных и зарубежных, рядом с ними происходила нескончаемая фотосессия, также живо отвечали создатели о интересовавших технических характеристики, только тест-драйв был не предусмотрен. Не е обойти стороной музеи, хранящие память о подвиге и трагедии блокадного Ленинграда, карта Дороги Жизни и острова Котлин, нанесенная на стены стенда, помогала в понимании и общении об этом музейщиков и дедушкам-прадедушкам с внуками-правнуками. Музеи вооруженных сил общевойсковые или военно-морские не стояли без внимания, столичные или представляющие всю страну. Музей Мирового океана напоминал о Музея ледоколе «Красин», филиале гигантского Музея Мирового океана в Калининграде, включающего в себя несколько архитектурно-исторических объектов, несколько кораблей и подводную лодку, три современных площадки, сверкающих стеклом, морем и небом. В гости к столетнему красавцу «Красину» собрались многие - он совсем рядом в Санкт-Петербурге, но и Калининград не отставал - там столько околомузейных событий с чисто Балтийским колоритом, один Праздник Селедки чего стоит, куда приезжаю все балтийские соседи, и есть всем там и «стол и дом» - даже возможность подзаработать, готовя национальные эстонские, латвийские и литовские рыбные блюда, и гостям радость и соседям жить легче, не все же в Европу ездить, инфраструктуры гостевой там тоже хватает. Хорошо заметен надежный и крепкий вектор к общему содержательному и созидательному миру. Даже Музей военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге, принимающем у себя сейчас Кубок конфедерации, совместно с чисто питерским футбольным клубом «Зенит» говорит «Болеем только футболом» и «За здоровый образ жизни», чему свидетельствуют не архивные страницы музея, мягкие зеленые футбольные мячики и доступные каждому низкие детские воротца с сеткой - всем в мире нужны здоровые коммуникации.
 
На фестиваля ИНТЕРМУЗЕЙ, учрежденного Министерством культуры РФ и проводимого с 1999 года, радовали и приглашали литературные, природные, музыкальные, новокреативные музеи, и конечно старинные Кремли и Крепости России, нашей большой и много раз оборонявшейся и восстанавливавшейся Родины с богатой историей побед и испытаний. Ответственно готовился Германо-российский музей Берлин-Карлсхорст, находящийся в здании офицерского клуба в Берлине, где в ночь с 8 на 9 мая 1945 года был подписан Акт о безоговорочной капитуляции германских вооружённых сил, означавший конец Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в Европе, что было увековечено созданием «Музея истории безоговорочной капитуляции фашистской Германии в войне». После вывода из Германии последних частей Западной группы войск музей капитуляции был закрыт в 1994 году. По договорённости между российским и германским правительствами к 50-летию окончания Второй мировой войны в Европе было принято решение возобновить работу музея. Открытые данные сайта vmusee.ru содержат «План участия музея в Фестивале»: «На фестивале Интермузей-2017 посетители смогут познакомиться с историей Музея Берлин- Карлсхорст, … выставочными проектами, с изданиями музея, получить информацию о ходе реализации актуального проекта на основе фото- и видеоматериалов. Планируется установление новых контактов и проведение переговоров о совместных выставочных проектах.» - возможно так просто музеи подают пример музам, миру и государствам.
 
Среди богатства экспозиций музейного фестиваля привлекал многих Краснодонский Ордена Дружбы Народов Музей «Молодая гвардия» и Луганский центр народного творчества. Музей «Молодая гвардия» - чем это не литературный музей, содержащий документальные подлинники исторической основы этого произведения, сюда все время подходили люди «Вы здесь, разве это возможно!», получая в ответ «Живы мы», еще «развиваем и старинные гончарные промыслы». «Не только «Молодая гвардия»! У нас есть еще музей В. Даля, где родился писатель и лингвист» - ответ от, представлявшего музейное дело Луганска на высшем возможном культурном уровне. С интересом рассматривали люди документы героев исторического романа, и все время спрашивали об общем и личном. Рядом напротив был представлен Донецкий Республиканский Краеведческий Музей, основанный в 1924 году, с коллекцией более 120 тысяч экспонатов в 24 залах, с посещением более 200 000 человек - в августе 2014 года здание серьезно пострадало от артобстрелов, на сегодня удалось восстановить лишь половину экспозиционных залов, в планах продолжение масштабной реставрации. От научных сотрудников-краеведов узнаем, что здесь же есть и музей С. Прокофьева, в селе Донецкой области, где родился российский и мировой композитор и музыкант, в Донецке его имени филармония работает и радует. Узнаем о сложности сохранения древних курганов, что подобно Пальмире их разрушают намеренно, равно как и реликтовые леса и заповедники повторяют судьбу намеренного истребления в Великую Отечественную, когда еще не было ООН. Коллеги со всей выставки делись своими материалами с гостями, как самым дорогим - профессиональные связи часть нормальной жизни людей, чего и всем желали.
 
Прошли масштабные оживленные награждения участников ИНТЕРМУЗЕем, ассоциацией ИКОМ, Благотворительным фондом В. Потанина, журналом «Мир Музея», Музеем истории кино имени С. Эйзенштейна, за взаимодействие кино и музея. Награды за лучшие музейные проекты, проекты способствующие продвижению музеев и взаимодействию музеев. Присутствие и активное посещение всего наполненного выставочного пространства первыми лицами, министрами и вице-премьерами, иностранными делегациями говорят о масштабности, важности и несравнимой ценности музейной стороны мировой и российской культуры. Представленное разнообразие решений и тем, общность традиции и технологий, говорит о том, что каждый себе может найти что-то близкое и нужное, развлекательное или вечное - лишь бы можно туда было добраться, и ни что не мешало этой здоровой общей просветительской коммуникации. Конечно это и множество живых связей, взглядов глаза в глаза, обмена мыслями, чувствами, эмоциями, дающими вдохновение творящим чудо, реальную опору в жизни многим и многим приходящим за живыми знаниями, впечатлениями и туристическими направлениями. Турагенства спешили уточнять условия работы музеев и готовить соглашения, дети и взрослые переводили дыхание от мастер-классов, ожидая новых сюрпризов и встреч.
 
 
 
 
 
 
По материалам: http://planet-today.ru/novosti/kultura/item/71626-obyknovennoe-chudo-otkrytykh-kommunikatsij-intermuzeya