Тина Кузнецова: «Я люблю и умею побеждать»
Фотография: Арсений Джабиев, Ирина Кайдалина
С самого детства Тина не мыслила своей жизни без музыки. Будучи подростком, она планировала стать пианисткой и переехать из родной Казани в Париж, чтобы поступить там в консерваторию. Но судьба привела ее в Москву, где девушка продолжила занятия музыкой, только уже в другом направлении: она стала джазовой певицей. А дальше всё пошло как по накатанной: конкурсы и фестивали, знакомство с будущим мужем, любовь и совместная работа, шоу «Голос» и, наконец, сольный проект «Тина». В нем, к слову, свои творческие амбиции реализуют оба супруга — они сами себе продюсеры.
Тина, интересно, как вы с Юрием, два абсолютно разных и самобытных музыканта, смогли сработаться?
Мне кажется, на сегодняшний день лучший наш с Юрой совместный проект — это наш сын. (Улыбается.) Что касается работы, то мы нашли простой путь. Если сначала мы сочиняли песни вместе, то впоследствии пришли к некоему разделению труда, чтобы на каждом шагу не возникало каких-то дебатов и отстаивания своей точки зрения.
И как же вы разделили свои обязанности?
Юра у нас саунд-продюсер, который также пишет музыку и сотрудничает с разными звездами шоу-бизнеса. Периодически он радует слушателей своими новинками в сфере ремиксов: по части электронной музыки он пионер в России. Юра может проводить за компьютером невероятное количество времени: с помощью специальной программы он буквально вытачивает свои мелодии. И всё же мы завязаны друг на друге: вроде как работаем по отдельности, но на благо общего дела. Главное, мы сосредоточились на проекте «Тина», который получил старт на «Голосе». Сейчас все свои силы вкладываем в него. Он сильно поменял мою… не скажу, что жизнь, но творческую направленность точно. Я начала сочинять песни.
А каково было вам, профессиональному музыканту, снова с кем-то соревноваться на этом телешоу?
Волнительно. Были страхи. Я сомневалась, надо ли мне туда идти, задавалась вопросами: зачем? что я буду петь? Наверное, со стороны я выгляжу простой, но для себя-то я непростая. (Улыбается.) На тот момент я уже была самодостаточной и жила в согласии с собой. У меня не было желания кому-то что-то доказывать — публике, каналу, многоуважаемому жюри. Но это всё исчезло с приходом на конкурс. Я ведь умею и люблю побеждать.
А до «Голоса» вы песни не сочиняли?
Раньше я занималась только аранжировками, что в какой-то степени тоже можно назвать сочинением. Но это были не целиком, что называется от а до я, мои песни. Сейчас я создаю определенные образы, сюжеты, сочиняю мелодию. Песня в любом случае должна проходить через меня.
Фотография: Арсений Джабиев
У каждого музыканта этот процесс индивидуален.
Чаще всего идеи приходят ко мне, когда я нахожусь в уединении. Когда прослушиваешь чужие треки, появляются какие-то собственные ассоциации. Вдохновение вообще может посетить внезапно и в любом месте. Особенно когда находишься на природе и занимаешься ее созерцанием. Мне нечасто удается выехать куда-то, оторваться от рутинных дел, поэтому если я вижу какой-то нереально потрясающий закат с огромным солнцем, то обязательно фотографирую и выкладываю это в соцсетях. (Улыбается.) Но любая мысль, чем бы она ни была вдохновлена, быстро теряется, если ее не зафиксируешь сразу. Ведь на самом деле всё рождается в трудах.
Тина, скажите, вы из творческой семьи?
Безусловно. В моей семье все интеллигенты — врачи и педагоги. Моя сестра в свое время хотела заниматься музыкой, брат имеет творческую профессию — он дизайнер. Сидит весь в набросках, этюдах, занимается каллиграфией. А я всегда тяготела к музыке, для меня это что-то неотъемлемое. В детстве я занималась скрипкой, потому что она нравилась моей маме. Но мне самой — нет, поэтому я быстро ее бросила и выбрала фортепиано. Как у пианистки у меня были большие перспективы. Лет в 15 я даже собиралась поступать в Парижскую консерваторию. Мне легко давались и очень сложные произведения. Но потом меня унесло в другой жанр: я подружилась с джазом. Это оказался совсем другой мир, который я и взяла за основу своего творчества.
Как вы совмещали свою страсть к музыке с учебой в обычной школе?
Училась я, скажем так, незатейливо. Сначала меня это печалило, потом злило. Чувствовала себя белой вороной. Мой папа, который отлично ладит с точными науками, поражался моей неспособности справиться с домашними заданиями по математике и физике. Потом кто-то из близких сказал ему: «Успокойся, у тебя дочь поет, что тебе еще надо?» И он расслабился, и я тоже, потому что поняла: у меня есть свой перспективный путь.
Но вы, похоже, старались быть прилежной, хорошей девочкой?
Я не была рафинированной, но и бунтаркой тоже не была. Мы жили в простом районе, по вечерам я часто гуляла с дворовыми компаниями, состоящими, скажем так, из нехороших девочек. Но при этом я всегда помнила, из какой я семьи, и не позволяла себе ничего такого. К тому же у меня были собственные интересы.
Тина, ваш муж приехал в Москву уже со своей группой «Гости из будущего», а вы с чем приехали?
Ни с чем. Тогда у меня не было никакого опыта, только неистовое желание реализоваться как певица. Я приехала из Казани лет в семнадцать. Были победы в престижных конкурсах Москвы в номинации «Лучшая джазовая вокалистка», потом международные фестивали, Гран-при… Впоследствии я перевелась из Казанского музыкального училища в Московский колледж джазово-эстрадного искусства. Не без помощи таких великих деятелей искусства, как Юрий Саульский и Владимир Хачатуров.
Родные вас легко отпустили?
Они прекрасно знали, что я безбашенный человек, но в меру. (Улыбается.) У нас абсолютно доверительные отношения. Родители понимали, что я не веду какой-то непотребный образ жизни, поэтому мне доверяли. Первое время в Москве я жила у друзей и родственников, потом стала более самостоятельной.