ВЕРА ВАСИЛЬЕВА: «Я ПОШЛА НА ЭТОТ РИСК»

На Московском культурном форуме актриса Театра сатиры Вера Васильева встретилась со зрителями и рассказала о любимых ролях, Андрее Миронове и Александре Ширвиндте. Публикуем некоторые отрывки выступления Веры Кузьминичны. 

– В своем театре я поначалу играла роли одного типа, но потом пришел режиссер  Борис Иванович Равенских, замечательный, редкостный, который поставил спектакль «Свадьба с приданым».  Я играла в нем невесту, а жениха играл Володя Ушаков. Он так вошел в свою роль (спектакль шел 800 раз), что в жизни тоже в меня влюбился, и в результате интересных драматических событий я вышла за него замуж и прожила с ним более полувека. В счастливых отношениях и с любовью к своему театру.

Хотя на самом деле в театре судьба иногда складывается сложно. У меня тоже были периоды, когда лет по пять-шесть я не получала интересных ролей и тосковала. Когда тосковала сильно, записывала для себя отрывки – то, что я хотела бы сыграть. Неожиданно в моей жизни появился спектакль «Вишневый сад», который я десять лет играла в Твери. С этим спектаклем мы ездили на гастроли за границу. Очень интересными были гастроли в Греции – [мы играли] спектакль в кинотеатре. Декорации там не помещались. Была только  маленькая лестница. Наверху мы посадили куст вишневого дерева – в этом и заключалось все оформление. Но это не мешало нам воспринимать Чехова.

Потом меня пригласили в Орел, где я сыграла роль Кручининой в спектакле «Без вины виноватые». То, что я ездила в другие города и играла то, о чем мечтала, сохранило меня до моего возраста, а возраст солидный – 91 год. Не шуточки.

Я не очень совпадала с сатирическим направлением нашего театра, но мне повезло: я играла в спектакле «Ревизор», в котором Андрюша, наша гордость, Андрей Миронов, играл Хлестакова.

У нас в театре работали великие артисты – Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Спартак Мишулин, Роман Ткачук, Георгий Менглет. С Андрюшей мы были дружны, но я была старше, поэтому он относился ко мне почтительно, а я его любила потому, что трудно себе представить кого-либо талантливей. Он был обаятельный, легкий, добрый. С моим мужем они делили одну актерскую гримерную – тут всегда возникает дружба. Андрюша частенько забегал к нам, рассказывал, что влюбился, – он долго оставался юношей по своему поведению и восприятию жизни. Мне он навсегда запомнился юным, романтическим, талантливым и хорошо воспитанным. Я вспоминаю его как родного человека. Когда у меня  не было ролей, он, будучи режиссером, пригласил меня на маленькую роль в спектакле. Когда я (к тому моменту народная артистка) вышла на сцену, была очень робка, потому что Андрюша был слишком темпераментным. Однажды он крикнул мне из зала: «Вера Кузьминична! Ну что же вы так боитесь всего на сцене! Будьте посмелее, пожалуйста!».

 Я очень хорошо помню и люблю Толю Папанова. Мы вместе жили в общежитии. Кроме огромного таланта, благодаря которому Толя мог быть на сцене и мудрым, и сильным, и глубоким, он обладал прекрасным чувством юмора. В жизни он был очень смешным. Когда мы заканчивали спектакль, он поднимался по лестнице за кулисами и кричал: «Скорей бы ночь прошла – и снова за работу!». Мы все хохотали, потому что он работал действительно на износ. 

Жили мы весело, бедно. Когда я, что называется, вышла замуж, мы приехали в общежитие и отпраздновали, по-моему, так: пол-литра водки, хлеб и чуть-чуть колбасы. Никаких платьев и шикарностей не было, но было будущее, в которое мы верили.

И действительно, жизнь подарила мне много замечательных ролей. Особенно, как ни странно, именно сейчас, когда, казалось бы, надо все завершать. Так получилось, что в Малом театре для Элины Быстрицкой к ее 80-летию ставили спектакль «Пиковая дама». Неожиданно она заболела. Чтобы спектакль все-таки вышел, она позвонила мне и спросила:  «Верочка, хотите ли вы и можете ли сыграть «Пиковую даму»?». Хотеть-то хочу, а вот могу ли – сомневаюсь.  Все-таки я пошла на этот безумный риск, и уже четвертый год играю «Пиковую даму» в Малом театре, о котором в детстве думала, как о несбыточной мечте.

А к моему 90-летию режиссер Андрей Житинкин, который ставил этот спектакль, предложил [в Театре сатиры] пьесу «Роковое влечение» об актрисе, звезде Голливуда, которую никто не помнит. Все считают, что она давно умерла. Старушка, казалось бы. Но так как в нашей профессии мы не хотим быть старушками до ста лет, то и моя героиня бодрится. Эта безумная женщина, которая всеми забыта и страдает, что никому не нужна, пишет сценарий, по которому ей 16 лет. И влюбляется в молодого сценариста, неудачника, безработного, в надежде сыграть 16-летнюю девочку. Но чудес на свете не бывает, моя старая дама терпит фиаско. Роль мне нравится, я ее понимаю, потому что, сколько бы нам ни было лет, мы думаем: ну, я надену платьице, загримируюсь – а чувствую-то я себя как 16-летняя. Когда мы работаем, нам кажется, что мы все те же. Мы не можем привыкнуть к тому, что мы уже взрослые или старые. Пока мы работаем, ничто не умирает в наших душах.

…В результате жизнь моя в театре сложилась очень хорошо, но это в результате, а были годы, когда ролей не было или были неинтересные.

Сейчас нами руководит Александр Анатольевич Ширвиндт. Все его знают, как великолепного артиста и, по-моему, невероятно красивого человека, умного, ироничного, а главное, внутренне сводного. Это надо особенно ценить, потому что, заняв кресло руководителя, он остается тем же человеком, каким и был. Он не командует, а помогает и ищет то, что артист сумеет как можно лучше выразить на сцене. 

По материалам: teatral-online.ru